Почему убитые киевлянами скандинавы стали первыми русскими святыми
25 июля (12 по старому стилю) православная церковь отмечает день памяти русских святых – Феодора Варяга и сына его Иоанна, которые стали первыми мучениками на Руси, погибшими за христианскую веру. Названные переписчиком Киево-Печерского Патерика, епископом Симоном (умер в 1226 г), первыми «русскими гражданами небесного града», Феодор и Иоанн, по сути, являются последней страшной жертвой язычества.
Предыстория
Скандинав Феодор вместе с сыном Иоанном попал на Русь вместе с одной из варяжских дружин, которые в большом количестве присутствовали в славянском государстве. Будучи военизированной опорой князей, они участвовали в боевых действиях и помогали вождям завоевывать власть.
Так распорядилась судьба, что исповедовавший христианскую веру Феодор вместе со своим отроком, оказался в столице Киевского княжества, когда еще убеждённый идолопоклонник князь Владимир решил пойти на неё боевым походом.Книга Женщина. Где у нее кнопка?18+Новые автомобили до 350 000 руб.Содействие в подборе финансовых услуг/организаций
Случилось это в 978 году, в тот момент, когда получивший трон в Новгороде Владимир Святославович восстал против своего княжившего в Киеве родного брата Ярополка. Между прочим, последний, по словам историка Василия Татищева, питал особую симпатию к христианскому учению, и, дав «волю великую» последователям Христа на Руси, был нелюбим той частью населения, которая веровала в божков.
Поэтому когда 11 июня 978 года, вероломно убив родственника, князь Владимир занял киевский престол, он устроил грандиозные языческие гуляния. При содействии местного населения и пришлых воинов было восстановлено самое большое капище, где помимо старых идолов появились новые. Кроме того будущий креститель Руси дал добро на свершение благодарственных человеческих жертвоприношений верховному языческому богу-громовержцу Перуну, хотя до этого днепровские славяне не знали такого жестокого обычая.
Яркое описание данного события можно обнаружить в «Повести временных лет», в которой Нестор-летописец свидетельствовал: «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими».