Сейчас 90-е годы многими вспоминаются с ностальгией. Мол, трудно было, но ведь выжили же! Зарплату тогда задерживали месяцами, вспомнить только шахтеров, стучащих касками у Красной площади!
И было такое поветрие, не знаю, по всей стране, или только в нашем городе: зарплату выдавали натуральной продукцией. Помню, двоюродный брат работал на птицефабрике, так ему зарплату несколько раз выдавали яйцами, по несколько больших коробок. У моей подруги Наташки отец как-то получил зарплату…компотом! «Персики в сиропе» в 3-х литровых банках! О, как мы этими персиками объедались! Еще один мой двоюродный брат получил зарплату письмом – их организации местный Горторг задолжал энную сумму, поэтому работникам выдали «письма счастья» с указанием суммы, на которую они могли получить любые товары на базе.
В общем, крутились кто как мог. Но самый, как сейчас бы сказали, «трэш» случился на одном из градообразующих предприятий, где какое-то время трудился мой муж Коля.
Это было одно из самых больших предприятий – домостроительный комбинат (ДСК). Дома в городе были сплошь панельные, и эти самые панели как раз изготавливал этот комбинат. То есть основной контингент – это рабочие в производственных цехах. Коля заочно учился на инженерно-техническом факультете университета и его взяли в конструкторское бюро. В соседнем кабинете расположилась бухгалтерия, с сотрудницами которой они частенько пили чай в складчину.
И вот проработал он месяца три или четыре, за все это время только один раз получил какой-то небольшой аванс. Хотел уйти, но я уговорила остаться, ему нужен был опыт работы по специальности, да и в другом месте, скорее всего, была бы та же ситуация. К тому же сама я работала в ЗАГСе, который был отделом горисполкома, поэтому у нас с зарплатой было более или менее стабильно, задержки в месяц – считай практически вовремя.
Рабочие на ДСК роптали, им нужно было кормить семьи, не домовыми же панелями им зарплату получать! Тем не менее, работу никто не прогуливал, продукция выдавалась стабильно, строительство в городе, несмотря ни на что, не останавливалось и велось достаточно активно. Женщины из бухгалтерии делились с коллегами-конструкторами, что их коммерческий директор «вертится как уж на сковородке, ищет варианты». И вдруг в один из дней бухгалтерши повеселели и намекнули, что «дело сдвинулось с мертвой точки» и «кажется, скоро будет прорыв». Причем денег не обещали, предстоял какой-то «неведомый крупный бартер».
Слухи о предстоящей сделке распространялись со скоростью лесного пожара и все были в приподнятом настроении и радостном предвкушении: хоть что-то! Люди обсуждали между собой, что им могут дать, и как им это «что-то» реализовать. А уж когда стало известно, что переговоры ведутся с одним из пищевых заводов города, то народ и вовсе оживился, и стал активно гадать, что же это будет. В городе тогда были молочный завод, выпускавший отличную молочную продукцию, соки, сыры; мясоперерабатывающий завод, производящий колбасные изделия из натурального мяса; рыбный завод, коптивший рыбу и делающий неплохие рыбные консервы; хлебозавод, который кроме хлебобулочных и кондитерских изделий делал еще и неплохие макаронные изделия. Естественно, продукция любого из них пошла бы на «ура», и чем ближе был день Х, тем нетерпеливее были работники, строившие солидные планы на полученную продукцию.
Мы дома тоже с нетерпением ждали, что же дадут, нас устроил бы любой вариант из перечисленных. Коля на работу просто летал, всё ждал, вдруг сегодня?
В тот день я пришла с работы, забрав по пути дочку из садика. Коля был уже дома, вид у него при встрече нас был какой-то взъерошено-истерический:
- Зарплату дали…
- Ура! Что дали? И чего ты такой странный?
- Хммм… Как бы сказать… Иди, посмотри на кухне…
Я зашла на нашу кухоньку, на столе стояли трехлитровые банки с прозрачной жидкостью.
- Вам что, березовый сок дали? Куда нам столько???
- Если б сок, ты посмотри на этикетку!
…В трехлитровых банках была водка… Да… Про вино-водочный завод мы почему-то не вспомнили😊
Я не знаю, кому в голову пришло выдать зарплату водкой. Но факт: ведущее предприятие города, крупнейший домостроительный комбинат Дальнего Востока не работал почти три недели, рабочие ушли в запой. А что они хотели, выплачивая ТАКУЮ зарплату работягам?