Эту статью я хочу посвятить фильму "Битва за Севастополь", премьера которого состоялась пять лет назад к юбилею победы. Его часто показывают по телеканалу "Звезда", а также по центральным каналам в дни воинских праздников. Несмотря на то, что фильм снят совсем недавно, можно сказать, что это картина на все времена, так как уже полюбилась очень многим зрителям. Мне он очень нравится, это одна из самых любимых моих картин. Я считаю, что это лучший современный фильм о Великой Отечественной войне.
Картина Сергея Мокрицкого рассказывает о легендарной женщине-снайпере Людмиле Павличенко, на счету которой 309 убитых солдат и офицеров. В 1942 году газета "Красный Черноморец" писала о ней: "Историк по образованию, воин по складу ума, она воюет со всем жаром своего молодого сердца".
Идея фильма принадлежит бывшему председателю Госкино Украины Екатерине Копыловой. Она предложила продюсеру Наталье Мокрицкой сделать совместную картину, после чего предложение поступило уже режиссёру Сергею Мокрицкому. Перед тем, как написать сценарий фильма, он долго изучал архивные источники, сверял и проверял исторические факты. Но он не только точно знал, о чём будет его картина, но и прекрасно понимал, как нужно снимать такой фильм. Сергей Мокрицкий - этнический украинец, но кроме того и бывший моряк служивший в Севастополе. Он заранее понимал, что условия съёмки будут жёсткими, но иначе фильм не получился бы таким глубоким и достоверным.
Актёрам действительно пришлось несладко: им нужно было стрелять, быстро бегать, перепрыгивать через препятствия, ползать ничком по грязной и влажной земле. Съёмки картины проходили в Севастополе, Балаклаве, Киеве, Одессе и Каменец-Подольском. Снимался фильм почти год, с сентября 2013 по июль 2014. Фильм вышел в прокат на экранах России и Украины. На Украине он шёл под названием "Незламна" (Несломленная). В остальном было всё то же самое. У фильма единый монтаж и единый текст, то есть точный перевод при дублировании с русского на украинский. Премьера фильма состоялась 2 апреля 2015 года. В прокатной версии он состоял из одной части, а в телевизионной был четырёхсерийным.
Это кино о девушке, которая не стеснялась выступать перед общественностью, но при этом никогда не была публичной. Она всегда очень тактична и деликатна, но при этом обладала твёрдым внутренним стержнем. Она была очень умна, отвечала за свои слова и поступки, уважала своих собеседников, а самое главное, умела сильно любить. Все эти качества в полной мере присущи исполнительнице главной роли Юлии Пересильд, плюс к этому девушки очень похожи внешне. Только Юлия могла изобразить такую женщину-война, поэтому других кандидаток на главную роль, режиссёр даже не рассматривал.
По словам режиссёра, этот фильм нечто большее, чем иллюстрация подвигов отважной женщины. Как это ни парадоксально - это фильм о любви. Сильной, жертвенной, всепоглощающей. Да, она настоящая героиня с духом победителя, но мечтает встретить сильного мужчину, чтобы наконец стать слабой. Выживать её учили мужчины. Сначала отец, обучавший стрельбе, затем её учитель, снайпер Макаров, и наконец, Леонид Киценко, её вторая самая сильная любовь. В фильме он восклицает: "Война это не только смерть, это такая жизнь. И если ты не придумаешь ради чего тебе жить, тебя убьют". Это ключевая фраза картины. Жизнь, смерть и любовь всегда рядом.
Роль лейтенанта Леонида Киценко поначалу хотели предложить Андрею Чернышову. Но по словам Мокрицкого, ему нужен был ещё более харизматичный актёр. Киценко - мужественный, хладнокровный и расчётливый солдат. Режиссёр хотел видеть в этой роли человека хорошо умеющего стрелять и хотя бы с опытом службы в армии, так как условия съёмки картины были максимально приближены к военным действиям.
Евгений Цыганов в армии не служил, но режиссёра привлекло то, что у него уже был большой опыт съёмок в военных картинах, в частности в "Брестской крепости" (2011) и с "Чего начинается родина" (2013). Кроме того Евгений очень хорошо обращался с оружием, а также подходил по типажу и характеру. Сам Цыганов рассказывал, что не сразу согласился на эту роль, так как ему было очень страшно. На съёмках подобных картин, актёры часто получают тяжёлые ранения и даже погибают. Его герой по сюжету, наступает на мину, получает увечья и хрупкой Юле Пересильд надо было самой вытаскивать его с поля боя. Цыганов сыграл просто великолепно, наделив героя и своими чертами и фильм от этого только выиграл.
Элеонору Рузвельт в фильме изобразила британская актриса Джоан Блекхем. По словам режиссёра, с этим персонажем было сложней всего. Во-первых, нужна была носительница английского языка, поэтому ни одна из российских актрис ему не подходила априори. А во-вторых, рост Элеоноры Рузвельт был 182 см. Пришлось искать английскую или американскую актрису с такими параметрами. Блекхем много снималась в исторических картинах, она схожа по росту с первой леди и прекрасно знает, как нужно играть таких персонажей. Её опыт очень пригодился. Получилось натурально и правдоподобно.
Родителей Людмилы сыграли Алла Сергийко и Станислав Боклан. Так как фильм биографический и сценарий писался на основе архивных источников, нужно было показать, как воспитывалась Люда, в какой семье она жила, её взаимоотношения с отцом и матерью.
Не могу не сказать и о главной музыкальной теме фильма. Саундтреком к картине стала песня "Кукушка" в исполнении Полины Гагариной. Для Полины это был первый опыт сотрудничества с кинематографом, она согласилась сразу. Аранжировку песни специально для фильма сделал Константин Меладзе. Эта композиция давно стала легендарной. Думаю, что Виктор Цой, если бы был жив, гордился и исполнением Полины, и тем, какой фильм эта песня сегодня олицетворяет. Многие из Вас её слышали неоднократно, но попробуйте посмотреть её как клип, как подборку самых классных кадров из этого фильма, со всеми эмоциями и переживаниями, с потрясающей энергетикой и великолепной игрой актёров. Песня в этом случае правда воспринимается немного по-другому. Смотрите, слушайте и наслаждайтесь.
Лично мне в картине нравится даже не то, что она без прикрас передаёт очень важную и трепетную часть российской истории. Она рассказывает о людях на войне, а не о самом факте войны. Глядя на них, ты проживаешь с ними их жизнь, им сочувствуешь, восхищаешься, переживаешь. Помимо этого фильм получился очень живым, зрелищным и реалистичным. В нём нет ничего наигранного, все кадры - они практически из жизни. Между прочим, именно это отличало многие советские фильмы о войне. "Битва за Севастополь" - одна из жемчужин российского кино за последние годы.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки, оставляйте комментарии, а также не забывайте подписываться на мой канал.