Найти в Дзене
Дикое поле

Серый прародитель.

У каждого народа - неважно, большой он или маленький - есть мифический или не очень прародитель, который является эталоном поведения и к которому обращаются за помощью в тяжелые времена. Прародителем народа может быть историческая личность, мифический герой или же воплощение одного из богов на земле, как прародитель монгольского народа серый волк Бортэ-Чино.

Бортэ-Чино и Гоа-Марал.
Бортэ-Чино и Гоа-Марал.

По монгольским преданиям, Бортэ-Чино (монгольское "сивый волк") родился "по соизволению высочайшего неба" далеко на Западе (в более поздние времена родиной Бортэ-Чино называли Тибет). После конфликта со старшими братьями Бортэ-Чино откочевал в Саяны, где встретил Марал-Гоа (Прекрасную Лань), дочь богатого отца, которому не нужен был нищий зять. Спасаясь теперь уже от разгневанного отца Гоа-Марал, возлюбленные переплыли Тенгиз-море (Байкал) осели на берегах Онона, где их сын Батацааган дал начало всем монгольским племенам.

Гора Бурхан-Халдун, где жили и были похороненны Бортэ-Чино и Гоа-Марал.
Гора Бурхан-Халдун, где жили и были похороненны Бортэ-Чино и Гоа-Марал.

Бортэ-Чино и Гоа-Марал всегда особо почитались монголами, но особый характер их почитание приобрело в XII веке, когда ханом всех монгол стал Темуджин, представитель рода Борджигинов, напрямую происходившего от Бортэ-Чино и Гоа-Марал. В своей Ясе он прямо запретил охоту на волков и маралов, что ускорило кровавую развязку конфликта с чжурчженями, для которых торговля волчьими шкурами и маральими рогами была основой экономики, а на горе Бурхан-Халдун, где жили прародители монголов и где, по одной версии, был похоронен Чингисхан, проводились наиболее важные религиозные церемонии. И сейчас Бортэ-Чино и Марал-Гоа пользуются заслуженным почетом и уважением, причем не только у монголоязычных народов.

Реклама питомника чау-чау "Бортэ-Чино".
Реклама питомника чау-чау "Бортэ-Чино".