Найти тему
Татьяна Альбрехт

История принца Герменгильда. Мученик или обычный мятежник и плохой сын?

Франсиско де Герера. Триумф Герменгильда, принца вестготов
Франсиско де Герера. Триумф Герменгильда, принца вестготов

Изучать биографии тех, кого церковь в те или иные времена причисляла к лику святых, очень интересно. Порой за ними таятся неожиданные, парадоксальные и весьма спорные с точки зрения христианских добродетелей истории.

Например, есть такой святой Герменгильд, принц готский, почитаемый и в католической, и в православной традиции в чине мученика. Как раз его история и последующая канонизация – яркий пример политической ангажированности официальной церкви, присущей ей во все века. Он канонизирован папой Сикстом V, точно в тысячелетнюю годовщину смерти - в 1586 году. А франкская и византийская традиции его почитания еще старше.

Герменгильд действительно был принцем Королевства вестготов, соправителем своего отца короля Леовигильда. А еще он был мятежником и плохим сыном, вопреки Пятой заповеди.

Все его «мученичество» явилось результатом неудачной попытки свергнуть с престола собственного отца и проявлением ослиного упрямства, граничащего с глупостью, уже после того, как отец простил его.

Но парадоксальнее всего то, что эта возня никакого отношения к торжеству «истинной веры» не имела. Просто у императора Восточной римской империи Юстиниана I Великого (годы правления 527-565) и его преемника была idea fixe вернуть под власть Византии бывшие западные провинции империи, и он пользовался любой возможностью, чтобы осуществить это. А принц им невольно подыграл.

История восстания и так называемого мученичества Герменгильда, сына великого вестготского короля Леовигильда гораздо сложнее, чем повествует нам традиция и церковное предание.

-2

Вспомним факты.

В 550 году знатный гот по имени Атангильд (один придворный поэт утверждал, что род его ведет происхождение от знаменитого вождя IV века Атанариха, но это, скорее всего, льстивое преувеличение) очень захотел примерить корону. Ради этого он поднял мятеж против короля Агилы I и, сгоряча или по недальновидности, попросил помощи у Юстиниана I. Император, естественно, согласился - такой роскошный повод вернуть контроль над Испанией. Совместно с византийцами войско мятежников разгромило в 554 году армию короля, Атангильд убил самого Агилу и радостно объявил себя новым монархом.

Правда, визанитийцы уходить не собирались, наоборот, вольготно расположились на большей части южного побережья полуострова, готовя плацдарм для дальнейшего продвижения внутрь Вестготского королевства.

Только тут до Атангильда дошло, что он натворил, и новоиспеченный монарх бросился за помощью к франкам.

У готов с франками всегда были весьма напряженные отношения. Но в тот момент открыто они не воевали, напротив, действовал какой-то очередной мирный договор. Поэтому Атангильд удачно провел переговоры с вождями всех частей разделенного Королевства Франков и несколькими браками обеспечил мир и военный союз с вечными соперниками.

Так в 566 году он выдал свою младшую дочь Брунгильду за короля Австразии Сигиберта I.

В следующем году старшая дочь Галесвинта стала женой короля Нейстрии Хильперика I (561-584). Однако уже через год она наскучила мужу, и в 568 году Хильперик приказал задушить ее в собственной постели, а сам вскоре женился на Фредегонде.

Атангильд умер за год до этого, относительно спокойно процарствовав в своем беспокойном королевстве больше 10 лет. Умер, как ни странно, своей смертью, что среди вестготских королей случалось не так часто.

Византийцы на Иберийском полуострове в 565 - 586 годах
Византийцы на Иберийском полуострове в 565 - 586 годах

Поскольку сыновей у Атангильда не было, возник вопрос о преемнике.

Одни источники сообщают, что междуцарствие длилось пять месяцев, другие - что более года.

Как бы там ни было, королем, в конце концов, провозгласили герцога Септимании Лиуву, который вскоре после восшествия на трон сделал своего брата Леовигильда соправителем, дабы закрепить престол за семьей.

Хотя братья договорились, что Леовигльд удовольствуется одной испанской частью королевства, тот, видимо, сразу развил такую бурную деятельность, что Лиува очень скоро просто исчез из хроник в качестве монарха и упоминается только в связи со своей смертью, последовавшей в 572 или 573 году.

У Леовигильда к моменту восшествия на престол были два взрослых сына - Реккаред и Герменгильд (взрослых, согласно понятиям той эпохи; точная дата рождения Герменгильда не известна - между 550 и 555 годами, соответственно в 568 ему было от 13 до 18 лет, а Реккаред, согласно источникам, родился в 559). Однако, чтобы упрочить свои права, монарх женился на вдове Атангильда Госвинте, а потом разделил власть с сыновьями, сделав их соправителями.

Это противоречило древней вестготской традиции избрания королей и было фактически захватом власти. Естественно, что многим такое поведение властителя очень не понравилось. Против Леовигильда стали возникать многочисленные заговоры, в которые с радостью вмешивались соседние государства, обеспокоенные очередным возвышением Вестготского королевства.

Леовигильд и Лиува, короли вестготов
Леовигильд и Лиува, короли вестготов

Все бы ничего, заговоры - дело обычное, а Леовигильд был достаточно сильным и прозорливым монархом, чтобы справляться с ними.

Но в 578 году король решил женить Герменгильда на старшей дочери Сигиберта и Брунгильды Ингунде. Соглашение было заключено, свадьба сыграна пышно к удовольствию обеих сторон.

Но практически сразу после свадьбы королева-мать (точнее, мачеха) не простившая франкам убийства своей дочери, начала всячески третировать невестку, склонять ее к принятию арианства.

Франки к тому времени уже почти век были "добрыми католиками", то есть, придерживались никейского христианства, исповедуемого Римом и Константинополем, а готы оставались приверженцами ереси Ария.

Однако Ингунда, не смотря на юность, проявила твердость и даже напротив попыталась склонить мужа и свекровь к принятию никейской версии христианства. Тогда Госвинта, по свидетельству хроник, настолько вышла из себя, что набросилась на невестку с кулаками, долго ее била до крови, а потом раздела и насильно окунула в пруд.

Чтобы как-то разрешить конфликт в семье, Леовигильд решил удалить сына и отдал ему в управление пограничную с византийцами область (предположительно, в нее входили Лузитания и Бетика).

Герменгильд с супругой уехали в Севилью.

Король остался разбираться с многочисленными делами королевства, попутно занялся преследованием католиков, опасаясь, что они внесут смуту и столкуются с византийцами, либо франками. К слову, в своих опасениях он был во многом прав.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Святой Леандр, епископ Севиильский. 1655 год
Бартоломе Эстебан Мурильо. Святой Леандр, епископ Севиильский. 1655 год

Герменгильд тем временем, под влиянием любимой жены и приближенного им ко двору епископа Леандра стал склоняться к никейскому христианству и в конце концов перешел в никейскую веру.

В принципе ничего страшного в этом не было. К тому времени среди вестготской знати было достаточно много ортодоксов, и благодаря смешанным бракам между ними и потомками римской знати, и из-за влияния франков и византийцев. Ортодоксы и ариане жили в мире, не ущемляя друг друга, ортодоксов не трогали, если те не давали вопиющего повода.

Впрочем, Леовигильд сам понимал, что религиозный вопрос в его королевстве встал уже слишком остро. Но путь его решения придумал, мягко говоря, не самый удачный. Он предписал всем вестготам принять арианство, в то же время попытался договориться с ортодоксами и склонить их на свою сторону, для чего даже ввел неизвестное арианской церкви почитание реликвий и святых.

Но результаты были неадекватны затраченным усилиям. И разгневанный упорством никейцев король усилил давление на них. Они подвергались штрафам, тюремным заключениям, телесным наказаниям, изгнанию. В общем, стало им совсем не сладко. Конечно, это провоцировало многочисленные восстания, которые Леовигильд жестоко подавлял.

Естественно, в такой обстановке некоторые особенно восторженные (или циничные) увидели в обращении Герменгидльда знамение и начали собираться вокруг принца, обольщая его перспективами стать королем и дать вестготскому народу свет истинной веры.

Герменгильд колебался - отца он любил и боялся, зная его крутой нрав. Да и уверенности в благополучном исходе авантюры не было.

Но все же в конце концов решился и в конце 579 года поднял восстание - в то самое время, когда Леовигильд готовился к проведению Толедского арианского вселенского собора.

К разочарованию принца его призыв встать на защиту истинной веры не нашел в единоверцах мощного отклика. Многие ортодоксальные епископы квалифицировали его действия, как мятеж и решительно осудили. В частности, Исидор Севильский, его двоюродный дядя, не пожалел резких слов для племянника.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Святой Исидор Севильский. 1655 год
Бартоломе Эстебан Мурильо. Святой Исидор Севильский. 1655 год

Тогда Герменгильд послал епископа Леандра в Константинополь, чтобы попросить войско у императора для защиты истиной веры (видимо, ошибки Атангильда ничему его не научили, или ему важна была власть любой ценой, а не сильное самостоятельное королевство), сам же продолжил искать союзников.

Он заключил соглашение с королем свевов Миро, которого интересовали вовсе не религиозные вопросы, а возможность насолить давним врагам, затем вступил в соглашение с королем бургундов Гунтрамном (561-592). Узнав об этом, король Нейстрии Хильперик I немедленно поддержал Леогвильда - даже здесь древняя вражда бургундов и франков проявила себя.

Император, конечно же, тоже уверил Герменгильда в своей поддержке - соответствующее письмо привез Леандр.

Примерно в это же время - в 580-581 годах Ингунда родила принцу сына, нареченного Атангильдом.

Казалось бы, все предрекало успех.

Да и король надеялся решить дело миром. При всей крутости своего нрава не хотел Леовигильд воевать с собственным сыном. Сначала он упорно делал вид, что не замечает мятежа, и занимался другими делами, например, походом на басков, которых он успешно завоевал в 581 году.

Леовигильд вообще обладал интересным взглядом на религию. Не вдаваясь в тонкости теологии, он разделял ее по национальным признакам и в никейском христианстве видел исключительно римскую веру, чуждую свободным готам. Арианство же представлялось ему национальной религией готов (впрочем, в этом он был прав, ведь креститель готов Ульфилла, согласно многочисленным свидетельствам, был арианином). Он вынашивал планы политического и религиозного объединения страны на основе арианства, противопоставляя себя и свое королевство амбициям византийцев, жаждущих прибрать к рукам все бывшие западные провинции империи.

-7

Что именно побудило Леовигильда все-таки собрать войско и выступить против сына, точно неизвестно. Видимо, он просто понял, что принц и зашел слишком далеко, и никак не реагировать уже невозможно.

Король возглавил армию и, прежде всего, захватил поддерживавшие Герменгильда Мериду и Касерес. Затем приступил к осаде Севильи.

По свидетельству Григория Турского, узнав, что его отец подступает к городу с войском, Герменегильд составил план, как отразить его наступление, к тому же надеясь на помощь византийцев и короля свевов. Выбрав из многих тысяч своих людей триста наиболее подготовленных, он вооружил их и поместил в крепости Оссер.

Описания дальнейших событий у Григория и испанских хронистов несколько расходятся.

Григорий утверждает, что король Миро попытался прийти принцу на помощь, но был окружен войском Леовигильда, побежден и дал ему клятву верности, после чего возвратился домой, где вскоре умер.

Исидор Севильский пишет, что король свевов привел войском к стенам Севильи и погиб в бою с войсками Леовигильда.

Как бы там ни было, свевы остались без короля, и скоро их королевство было захвачено вестготами.

О дальнейшем Григорий пишет кратко: Герменегильд, призвав на помощь византийцев, отправив к ним жену с ребенком, выступил против отца. Между отцом и сыном в начале 584 года состоялось кровопролитное сражение, в котором Леовигильд уничтожил армию противника и предал крепость Оссер огню. Затем он пленил сына и, вернувшись в Толедо, отправил того в изгнание.

Испанские хронисты утверждают, что после взятия Севильи Герменгильд бежал в Кордову, преследуемый отцом, устроил побег жены и сына, а сам обратился за помощью к виизантийцам. Но Леовиигильд подкупил византийского военачальника, дабы тот не оказывал помощи принцу. Причем, за внушительную сумму - 30 000 солидов. Тогда Герменгильд укрылся в местной церкви, воспользовавшись правом убежища. Но скоро покинул ее, поддавшись на уговоры брата, который уверял, что его жизни ничто не угрожает. Герменгильд поверил и бросился к ногам отца, вымаливая прощение.

Реккаред не солгал. Леовигильд действительно не собирался убивать сына. Однако он был глубоко оскорблен его мятежом и хотел хорошенько проучить, а потому приказал сорвать с принца одежду и в рубище доставить в Толедо, где публично осудил и отправил в изгнание.

Ингунду же с маленьким сыном так и не схватили. Согласно разноречивым свидетельствам, они добрались до византийских земель, где Ингунда скоро умерла (вероятно, от чумы), а Атангильд был воспитан при дворе императора.

Некоторые исследователи утверждают, что принца даже не было в Севилье во время осады - он настолько боялся отца, что как только узнал о его приближении, бежал в Бетику, а потом укрылся в Кордове.

Как бы там ни было, мятеж был подавлен, принц сослан в Валенсию.

Леовигильд, королль вестготов
Леовигильд, королль вестготов

А через некоторое время состоялось их примирение с отцом. Король простил сына, вернул ему почти все прежние титулы. Но, видимо, не свое доверие. Потому что, как только в Нарбоннскую Галлию вторгся король бургундов Гунтрамн, дядя Ингунды, принца снова заподозрили в измене, арестовали и бросили в тюрьму.

Имел Герменгильд какое-либо отношение к этому нападению или нет - кто же знает. В любом случае у Гунтрамна было достаточно поводов вторгнуться в древние пределы королевства - у вестготов с бургундами давняя история вражды и территориальных споров.

Но военачальники бургундов оказались совершенно бездарными и причинили больше ущерба своей стране, чем вестготскому краю. Принц Реккаред, которому Леовигильд доверил войско, без труда отразил их нападение и вернулся домой триумфатором.

Разгневанный Леовигильд, понимал, что с Герменгильдом надо что-то решать, иначе он всегда будет представлять угрозу и повод для мятежа. Король предложил сыну свободу в обмен на переход в арианство. Принц наотрез отказался.

Монарх не терял надежды сломить его упорство и на Пасху 586 года отправил к Герменгильду епископа с причастием. Тот отказался принять причастие из рук арианина. После этого король в ярости приказал казнить принца, как пишут хронисты, обезглавить секирой.

Почему же Леовигильд, простивший открытый мятеж, теперь вдруг приказал убить сына за отказ от причастия - нам ли понять?

Видимо, этот мятеж и смута с последующими вторжениями врагов дорого обошлись королю, а обида на сына за предательство и вероломство оказалась тем сильнее, чем больше была любовь к нему.

Наверно, упорство Герменгильда после прощения и примирения стало последней каплей.

А может, приказ был отдан в порыве бешенства И король потом горько сожалел о нем, ибо вскоре умер, передав престол Реккареду.

Царствование великого короля Реккареда - это столь интересная и значимая страница в истории Вестготского королевства, что о ней стоит говорить отдельно и подробно.

Что же до Герменгильда...

Может, он, конечно, и святой. Но по мне - просто неблагодарный сын, недальновидный политик, плохой военачальник и слабый человек, вовсе не достойный тех почестей, которые ему оказывают после смерти.

Может, я не права... Но у меня никак не укладывается в голове, как можно стать святым, совершая подлости и нарушая заповеди.

Алонсо Васкес. Смерть Герменгильда. 1602 год
Алонсо Васкес. Смерть Герменгильда. 1602 год