Найти в Дзене

«Дешевки» - это обман?

Более ста лет назад в газете один корреспондент делился своими впечатлениями о распродажах товаров по низким ценам («дешевках»). Он писал, что каждому идущему по городским улицам, на которых есть магазины, первое, что бросается в глаза – это объявления о дешевых и окончательных распродажах товара («дешевки»). Всюду проникают эти объявления: ими увешаны окна магазинов и места для афиш и объявлений, они разносятся по публичным и частным домам. Одним словом, куда ни плюнь, непременно попадешь на объявление о «дешевке». Много, значит, старого, залежавшегося товара у коммерсантов, если они предприняли такой поход против обывательских карманов.

Объявления сообщали о всяких вещах, чуть не даром продававшихся на распродажах. Не только женщины, но и многие солидные мужи соблазнялись заманчивыми предложениями, забывая пословицу: «И дорого, да мило, дешево, да гнило». «Дешевка» сделалась модною болезнью у торговцев, манией, которая не дает покоя от предвкушения будущих барышей. На пресловутых «дешевках» товар продается нисколько ни дешевле, а даже и дороже и во многом худшего качества. Торговцы рассчитывали продать весь товар по дешевой цене, даже если для этого пришлось бы изрезать целые куски материи на остатки.

Всякая покупательница и покупатель, соблазненные объявлениями, почти не торгуются, боясь упустить дешевый товар, и только придя домой, убеждаются, что не всякому слуху верь. Товар оказывается одновременно и плохим, и дорогим. Между тем, привычка посещать «дешевки» до того крепко вселилась в обывателей, что обыватель и знает, что на дешевке «погреют его карман», но, тем не менее, идет. Представительницы прекрасного пола имеют неизлечимую болезнь посещать всякие «дешевки» и ничто не убедит покупательницу, что распродажа – уловка, бьющая по ее карману. Напротив дама будет вас убеждать, что плохая вещь попалась ей на «дешевке» случайно или ошибочно. Вот такая торговля!

Статья была напечатана в «Самарской газете» 13 декабря 1887 года.