Обращение в Генеральную прокуратуру РФ через портал Госуслуги
Услуга по подаче обращений граждан в органы прокуратуры Российской Федерации
Прошу проверить действия Мэра города Москвы Собянина Сергея Семеновича, Правительства города Москвы и Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Главного государственного санитарного врача РФ Поповой Анны Юрьевны на законность и отсутствие в их действиях превышения должностных и служебных полномочий.
Прошу оценить с правовой точки зрения адекватность и обоснованность мер и действий, которые выше указанные органы власти предпринимают на основании Указа Мэра от 27 мая 2020 г. № 61-УМ О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» и Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ Поповой Анны Юрьевны №6 от 13.03.2020 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19", №15 от 22.05.2020 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и прочих постановлений Роспотребнадзор, относящихся к борьбе с коронавирусной инфекцией (COVID-19).
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ, в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в городе Москве был введен режим повышенной готовности.
До принятия Федерального закона N 98-ФЗ от 31.03.2020 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, который внес поправки в N 68-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА от 21 декабря 1994 года, режим повышенной готовности относился и применялся в отношении органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а не граждан.
Указ Мэра № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» был подписан 5 марта 2020 г., а изменения вносящие обязанности и ответственность граждан по данному режиму повышенной готовности в закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вступили в силу с момента опубликования 01 апреля 2020 г., т.е. позже Указа Мэра.
В № 68-ФЗ от 01 апреля 2020 г. внесены были следующие поправки:
Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта;
(пп. "у" введен Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
ф) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
(пп. "ф" введен Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
Получается, что на основании Указа Мэра г. Москвы от 5 марта 2020 г., для борьбы с распространением коронавирусной инфекции начали внедряться ограничения прав и свобод граждан, хотя юридическая возможность таких действий для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления была закреплена в 68-ФЗ только начиная с 01 апреля 2020 г.
К существенным ограничениям, которые были введены по Указу Мэра города Москвы для всех здоровых граждан, в том числе не входящих в группы риска, которые не выезжали из страны, на которых не распространяется карантин:
- Ограничение свободы передвижения в виде пропускного режима с использованием цифровых пропусков уведомительного характера.
- Ограничение на право, тайну и неприкосновенность личной жизни в виде требования указывать цель передвижения и пункты отправления и прибытия для получения цифрового пропуска.
- Ограничение в правах на защиту своих персональных данных, в виде необходимости их указывать для каждого получения цифрового пропуска и отправлять по незащищенному вопреки 152-ФЗ «О персональных данных» соответствующим образом каналу передачи данных.
- Сначала запрет на прогулки на свежем воздухе, а затем прогулки строго по графику.
- Режим предписывающий использовать СИЗ средства индивидуальной защиты – маски и перчатки сначала в общественных местах, в том числе в продовольственных магазинах и транспорте, затем повсеместно, на улице, на прогулке и при занятии спортом.
- Запрет продовольственным магазинам в нарушение публичного договора, согласно Гражданского кодекса, отпускать товар гражданам без СИЗ, например без перчаток или маски, эффективность, которых Министерством Здравоохранения России, Роспотребнадзор и ВОЗ – Всемирной Организаций Здравоохранения ставятся под сомнения.
- Блокировка предоплаченных карт, проездных билетов городского общественного транспорта в нарушение того же публичного договора.
- Запрет на прогулки и требование постоянно и везде носить маски, поражают в правах на защиту жизни и здоровья человека. Так как прогулки на свежем воздухе рекомендованы Министерством Здравоохранения России, Роспотребнадзор и даже ВОЗ – Всемирной Организацией Здравоохранения. Этими же инстанциями, а также МЧС РФ и Кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Первого МГМУ имени Сеченова, в лице Академика РАН Виталия Васильевича Зверева и Игоря Алексеевича Гундарова - Главного научного сотрудника НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, крайне не рекомендуется здоровому человеку носить маски постоянно.
- Фото и видео фиксация индивидуальных транспортных средств граждан, которые должны быть привязаны к цифровому пропуску для передвижения по городу, с автоматическим вынесением постановления о штрафе в случае отсутствия оного, при том, что в индивидуальном транспорте гражданин не создает угрозу для своего здоровья и окружающих, а новая система цифровых пропусков Правительства Москвы дорабатывалась на ходу и могла давать сбои.
- Штрафы за нарушение режима повышенной готовности для здоровых граждан. За передвижение без пропуска или с пропуском с истекшим сроком действия.
- Штрафы за отсутствие СИЗ у граждан, которыми согласно пункту (в) Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны сами обеспечить граждан, в случае своего требования к этим гражданам использовать СИЗ.
- Права и свободы человека стали ограничиваться Указом органов местного самоуправления раньше, чем были приняты поправки в Федеральный Закон, позволяющий вообще это делать. При том, что даже Федеральный Закон может накладывать ограничения только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья человека.
Прошу дать правовую оценку ограничениям, введенным Указом Мэра города Москвы, с точки зрения защиты здоровья и жизни граждан.
Насколько данные ограничения оправданы и адекватны угрозе и применимы для борьбы с вирусами и болезнями.
В случае выявления правонарушений в отношении граждан со стороны Мэра города Москвы Собянина Сергея Семеновича, Правительства города Москвы и Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Главного государственного санитарного врача РФ Поповой Анны Юрьевны, прошу принять все меры, предусмотренные законом, в отношении данных органов власти и должностных лиц, соответствующие тяжести совершенных ими правонарушений.
С уважением, дата ______________ г.
ФИО
Телефон
Эл.почта