Сейчас вы увидите любимый торт Йозефа Гайдна. А так же Листа, Шуберта и Имре Кальмана. Ведь семья Эстерхази в жизни каждого из них сыграла огромную роль.
Меценаты, покровители искусств- это всегда захватывающе интересно! Эстерхази- одна из древнейших и богатейших европейских династий, они известны с 15 века. Их процветание покоилось на преданности Габсбургам и верности Католической церкви. Поэтому они и получали земли и власть. Немалую роль сыграли и удачные браки, в результате которых Эстерхази доставались новые земли и богатства. Представители этого рода становились придворными, полководцами, министрами и дипломатами.
В настоящее время Эстерхази по-прежнему владеют землями и недвижимостью, как в Австрии, так и в Венгрии. Одним из ведущих современных писателей Венгрии является Петер Эстерхази, представитель графской ветви рода.
Многие представители этой семьи и сами были наделены музыкальными и прочими творческими способностями, но главная их заслуга - это покровительство искусству, музыкантам, собрание богатейшей коллекции живописи и редких книг.
Коллекция Эстерхази считается уникальной — в ней находятся редкие книги, которые богатейшая семья меценатов собирала с XV века. Среди них — написанные практически на всех европейских языках труды по философии, богословию, искусству, математике, теологии, алхимии. В том числе в собрании находятся 11 инкунабул — книг, изданных в Европе от начала книгопечатания до начала XVI века. В 1945 году коллекция была вывезена из Австрии в СССР. В 2016 году возвращена.
Основываясь на коллекции живописи семьи Эстерхази был создан национальный музей искусств Венгрии. Среди рисунков и живописных полотен были творения Леонардо, Рафаэля, Тьеполо,Мурильо, Гойи, Рембрандта,сотни полотен других голландских художников.
Конечно, Гайдн не успел отведать известный на весь мир десерт, так как умер за пол века до его появления. Но за 30 лет, которые он провел в услужении этой семье с ним произдошло не мало интересного. С Гайдна и начнем😉
Конечно, рецепт торта Эстерхази появился намного позже. Но вот сама фамилия Эстерхази в жизни Гайдна сыграла ведущую роль.
Будучи еще молодым композитором Йозеф Гайдн (1732-1809) был приглашен на службу к князю Палу Анталу Эстерхази. В услужении у этого княжеского рода он пробыл 30 лет!Гайдн получил и кров, и возможность заниматься творчеством. Он должен был дирижировать оркестром и хором, сочинять музыку. Со временем, он стал главным капельмейстером князя.
Из " трудового договора" Гайдна : "По первому приказанию его светлости, великого князя, он, вице-капельмейстер, обязуется сочинять любую музыку, какую пожелает его светлость, никому не показывать новых композиций, а тем более не разрешать никому их списывать, а хранить их единственно для его светлости и без ведома и милостливого разрешения его ни для кого ничего не сочинять." В целом, обычная практика для придворных музыкантов того времени.
Сочинял Гайдн поразительно плодотворно. Все сочинения тут же исполнялись.
Большую часть года семейство князя проводило в своем загородном поместье. Музыканты же находились там без семей и , понятное дело, скучали по родным. Каждый раз они расстраивались, когда переезд из поместья в Вену откладывался, и тут Гайдн " пришел на помощь". Так родилась его " Прощальная" симфония. В ней отсутствует привычный грандиозный финал, вместо этого музыканты завершают свои партии одну за другой, и , заканчивая, каждый задувает свечу и уходит. В самом конце симфонии на сцене остаются только скрипки. По легенде, князь понял намек и на следующи день отдал команду готовиться в отъезду.Такой небывалый финал всегда производил неотразимое впечатление: «Когда оркестранты начали гасить свечи и тихо удаляться, у всех защемило сердце... Когда же, наконец, замерли слабые звуки последней скрипки, слушатели стали расходиться притихшие и растроганные...» — писала лейпцигская газета в 1799 году.
Еще Гайдн любил сюрпризы. Для лондонской публики, которая, как заметил Гайдн, имела неприятную привычку клевать носом во время исполнения медленных частей, он сочинил особую симфонию. Для своей симфонии Гайдн сочинил невероятно нежную спокойную часть Andantе. Под конец невероятно нежной и спокойной части Andante звуки совсем замирали, а затем, в наступившей тишине, оркестр взрывался музыкой и громом литавр! На премьере публика едва не попадала с кресел – так родилась симфония «Сюрприз»!
В 1820 году сюрприз ждал князя Миклаша Эстерхази. Он испросил разрешение перезахоронить прах Гайдна в усыпальнице Бергкирхе в Айзенштадте. А когда вскрыли могилу, оказалось, что у покойного не хватает черепа – на месте головы был лишь парик.
Выяснилось, что два энтузиаста френологии – науки об определении свойств личности по шишкам на черепе, подкупили могильщика, с тем чтобы заполучить голову композитора. Этих субъектов отыскали, провели обыски в домах, но ничего не обнаружили. Рассказывают,что жена одного из горе-ученых спрятала череп в соломенном матрасе и во время обыска притворилась спящей.
В итоге череп отыскали в 1895 году, среди вещей покойного профессора анатомии. Окончательное захоронение останков композитора состоялось в 1954 году. Так, спустя 145 лет, Гайдн обрел покой.
В следующий раз расскажу о другом композиторе и его связи с фамилией Эстерхази.
Если вам понравились мои статьи, ставьте 👍 и оставляйте комментарии. Мне будет приятно.