Найти тему
ПЛЁНКИ НАИЗНАНКУ

РИТУАЛ (The Ritual, 2017, Netflix) — разбор фильма и объяснение концовки

Оглавление

#разбор #мистика #триллер

! СПОЙЛЕРЫ !

Ничего не ответил он Одину, ибо тот, кто молчит, редко совершает ошибки ("Скандинавские боги").

Хочу, пожалуй, начать с самого сочного и самого непонятного, что есть в этой ленте — с монстра — милашки Йотуна. В скандинавской мифологии есть несколько понятий Йотунов, но конкретно здесь — это незаконнорожденный сын Локи, существо, сила которого в том, чтобы использовать страхи людей и манипулировать ими людьми, заставляя поклоняться себе. И, казалось бы, всё просто — вот они страхи четверых друзей и попытки с ними правиться.

Однако мне видится, что авторы ленты хотят нам показать кое-что более глубокое и изящное между кадров.

Но обо всём по-порядку.

Кстати, некоторые из рун, что попадаются товарищам на пути, значат "убежище", "защита" и "дом"
Кстати, некоторые из рун, что попадаются товарищам на пути, значат "убежище", "защита" и "дом"

Мужская дружба самая дружная дружба на свете?

Проходит уже полгода с момента, как Роба (пятого дружка из этой компании) весьма глупо и по-дурацки убивают магазинные грабители из-за отказа отдать обручальное колечко.

ГГ Люк, наблюдающий за сценой убийства из-за стеллажа, теперь плохо спит и мучается чувством вины — его совесть точит в нем дыру из боли и трусости. В один из неловких моментов одного из подружаек (пухляша Дома) прорывает на откровенность и, кажется, он вслух высказывает то, что все остальные предпочли спрятать поглубже — обвинение Люка в смерти товарища. С этого момент мы видим конец разрушения дружбы (почему конец? — да потому что, как только они допустили саму мысль о вине Люка, искренность их отношений уже обнулилась, всё — что-то прекрасное между ними уже погибло). Люк чувствует себя обманутым и униженным самыми близкими людьми своей жизни.

И что же теперь хочет Люк? Внешне — избавления и отрешения, внутренне — отмщения и спасения (срабатывает естественная защита организма на раздражающий и наносящий вред фактор).

Кстати, совсем неслучайно девица-крестьянка говорит именно Люку, что он "инициирован, потому что у него великая боль в сердце", а остальные — лишь мяско и погремушки на потеху Йотушке.

Вот вам и ответ про стигматы
Вот вам и ответ про стигматы

"Я хочу сыграть с тобой в игру"

Возвращаемся к прекрасному необычному чудовищу. На протяжении всего путешествия по лесу Йотун по-настоящему "играет" только с Люком: то прячется между сосен, то тыкает в грудь пальцами, то залезает к нему в голову с магазинными сценами и предлагает "переиграть ситуацию", то топчет его ногами (копытами?), то истошно орёт на него, как бы говоря "ну куда ты ухооооодишь, я ещё не наигрался".

На этот момент орнула в голос — очень уж нежно и аккуратно чудовище заглядывает в душу
На этот момент орнула в голос — очень уж нежно и аккуратно чудовище заглядывает в душу

Эти кадры наталкивают на мысль, что всё происходящее на экране — всего лишь очередной тревожно-кошмарный сон Люка, в котором его подсознание душит его образами вины за смерть друга, а Йотун — это сам Люк, точнее, его чёрное альтер-эго, смесь страха и боли в виде недочеловека-недоживотного. А верхняя часть туловища Йотуна уж больно сильно напоминает торс мужчины без головы (уж не намёк ли на Роба, которому разрубили голову?).

Надо отдать должное художникам — такой красавчик получился, интересно ставить на паузу и разглядывать детали образа монстра.
Надо отдать должное художникам — такой красавчик получился, интересно ставить на паузу и разглядывать детали образа монстра.

И именно поэтому все остальные герои — и уже бывшие друзья, надо сказать — предстают в довольно жалком и уничижительном виде:

  • Хатч просыпается обоссаный, а потом его быстро потрошит Йотушка;
  • Фил позорно молится соломенному монстру в чём мать родила, потом как-то мелко и незаметно умирает, оставляя после себя лишь свет фонарика;
  • ну, а над Домом надо "поработать" чуть плотнее, ведь это он посмел высказаться в сторону Люка — его пытают, изнуряют жаждой, а затем и вовсе приносят в жертву.

В момент подсознательной расправы над бывшими товарищами, Люк также не забывает избавляться и от другого груза — застарелых чувств, иссохших отношений с обществом, изжившими себя "соседями по жизни" — и поэтому поджигает живых мертвецов общины, а заодно и всю их обитель вместе с грузом прошлых тягостей.

И правильно — неча таскать на себе прошлое, подкоптим старушек!
И правильно — неча таскать на себе прошлое, подкоптим старушек!

Остался только один Йотун в этом ритуальном уничтожении — самый тяжёлый груз, самая глубокая травма — он сам.

Спасаться бегством от самого себя бесполезно, поэтому Люк символично рубит топором по голове Йотуна (отсылка к разрубленной мачете голове Роба? Разрубает ли он таким образом "связь" с Робом?), заглядывает своему страху в глаза и даёт дёру из этой мрачной и сырой дыры — навстречу полю и живительному рассвету.

И пусть он теперь одинок, но он — жив и готов жить дальше — снова и сначала.

А мы теперь понимаем — чтобы очиститься от всех травм, нужно по-настоящему пройти сквозь свой собственный адский лес с чудовищем и реинкарнироваться, пусть даже через боль и потери.

Но, как сказал Хатч:

Если бы это действительно был самый быстрый путь, он назывался бы маршрут.

PS: текст взят из Телеграм-канала @plenkinaiznanky