Поводом к написанию данной статьи послужил разговор со священником из соседнего прихода в период режима самоизоляции. Тема была очень злободневной: как поступать с прихожанами, служить ли при закрытом храме, или же делать свободный вход. Моя позиция заключалась в том, что необходимо выдержать этот период и служить при закрытых дверях, допуская до богослужения минимальное количество прихожан лишь для Причастия, и причём, имея при этом веский повод – болезнь, благословение на операцию, благословение в путешествие и т.д. Его позиция была противоположной. И не взирая на постановление епархиального управления о недопустимости массовости в храме при совершении богослужения, он меня пытался убеждать в противоположном, ссылаясь на свою пастырскую совесть.
Мне немного стало обидно, якобы у него совесть есть, а у меня её нет. Или может мне моя пастырская совесть подсказывает противоположное?
Как я уже писал в прошлых статьях, я не сторонник бессмысленных жертв, тем более, вопреки постановлениям священноначалия, а напротив – стараюсь подходить к любому вопросу со здравым смыслом, опираясь на духовный опыт Церкви. И в данном случае перевес церковного опыта склоняется к необходимости самоизоляции и недопущения массовости во время богослужения. И как этот священник не пытался приводить аргументы и примеры из истории относительно испытания веры на прочность в эти очень сложные периоды эпидемий, но, как историку по дополнительному образованию, мне доподлинно известно, что карантийные меры всегда были самым результативным средством.
Так как же быть? Наша совесть подсказывала нам противоположное.
Дело в том, что Православие в изложении Митрополита Филарета (Дроздова) в его «Катехизисе» утверждает, что, как и гражданский закон делится на несколько кодексов, так и Закон Божий разделяется на два закона: внутренний и внешний нравственные законы. Внутренний – это закон совести, а внешний – это Заповеди Божии. И однажды в древние времена внутренний закон перестал являться надёжным ориентиром для людей, так как их совесть была поражена грехом, и, по этому, появился внешний закон – 10 заповедей Божиих. А когда пришёл в мир Иисус Христос, то он дал верующему человечеству 9 заповедей блаженства, которые прописаны в Святом Евангелии от Матфея в Нагорной проповеди.
И в нашем примере, когда священник встаёт перед выбором и ему необходимо принять правильное решение, нужно не только прислушиваться собственной совести, но и опираться на внешний нравственный закон, т.е. на Заповеди Божии, в частности, на заповедь: «Не убий». Ведь в данном случае, речь идёт о здоровье прихожан, а здоровье – это дар Божий, который даётся от Бога и забирается тоже от Бога. А священник должен стоять на страже не только духовного здоровья прихожан, но и телесного.
После непродолжительных дискуссий этот батюшка вроде бы меня услышал, и согласился со мной. Во всяком случае, он сейчас служит при закрытых дверях храма до снятия ограничительных мер в епархии.
Вывод в данном случае можно сделать очень простой, дорогие читатели. Не всегда нужно доверять своей совести, ведь она у всех людей поражена грехом. Но как можно чаще открывать Священное Писание, и поверьте мне, если его постоянно читать, особенно Четвероевангелие, всегда можно найти ответ на любой духовный вопрос.
Искренней вам веры в Бога, надежды на Его милосердие и любви к Богу и к ближним!