После изобретения в 1957 году гибкого ограждения для воздушной подушки (СВП) мир судостроения забурлил. Казалось бы вот он единственный способ повысить скорость судна. И вот еще чуть-чуть и на СВП будут возить даже нефть
Из предыстории
В 60-70 годы прошлого века суда на воздушной подушке испытывали настоящий бум. Большие СВП работали на переправе через Ла-Манш, автомобилисты пытались скрестить амфибию с «подушкой». Конечно не остались в стороне и военные.
В тематике СВП Советский Союз был одной из ведущих стран. Уже в начале 70-х годов на вооружении ВМФ были десантные катера «Скат» и «Кальмар» и корабль на воздушной подушке «Джейран».
Но характерный для тогдашней эпохе «гигантизм» привел к рождению еще большего корабля. В 1978 в ЦМКБ « Алмаз», которое традиционно занималось кораблями с динамическими принципами поддержания, поступило задание на проектирование более габаритного и мощного десантного корабля на воздушной подушке пр.12322 «Зубр». Проект подготовили быстро. Уже в 1983 году стали строить головной корабль, который вышел на испытания спустя три года. И в 1988 эти СВП пошли на вооружение. В своем роде, это была большая инженерная победа.
Всего судостроительный завод «Алмаз» и феодосийский завод «Море» построили 8 подобных кораблей для ВМФ СССР, 4 для ВМС Греции и 4 для КНР (по якобы украинскому проекту 958 «Бизон»).
Почему наступил закат
О плюсах этого проекта в сети масса информации. Но тогда почему же, несмотря на все «нет аналогов в мире» эти корабли постепенно ушли? И о возрождении тематики больших десантных кораблей на воздушной подушке пока разговоров нет.
Дороговизна
Во-первых, строить, а тем более эксплуатировать все СВП, а «Зубры» тем более, очень дорого. На этих кораблях стоят пять (!) газотурбинных двигателей М-71 общей мощностью 50 000 л.с. Два из них работают на приводы нагнетательных агрегатов, а еще три в гондолах приводят в действие три реверсивных 5,5 метровых винта. Заявленный расход топлива 6 тонн в час, а фактический намного больше. И без того небольшой ресурс турбин осложняется условиями их работы в условиях соляного водяного тумана.
Сугубо эксплуатационный момент - газотурбинные двигатели М-71 производства николаевской «Зоря-Машпроект». Поэтому сегодня достать расходные материалы даже для действующих кораблей - большая проблема.
Когда судно стоит у берега гибкое ограждение необходимо надлежащим образом хранить (отсюда требования - дислокация кораблей в специальных базах), да и срок службы у него тоже не самый высокий. Дополняет все нежность узла. Красивые покатушки по берегу могут закончиться для корабля плачевно.
Боевые качества
Несмотря на всю мощь, применение «Зубров» в реальных боевых условиях остается под сомнением. Пять газовых турбин и три пятиметровых винта обеспечивают СВП соответствующий уровень шума. Поэтому подойти к необорудованному берегу с десантом скрытно не получится.
Краеугольный камень всех СВП - это вес. Корпуса всех судов на воздушной подушке делали из легких сплавов или композитных материалов. «Зубры» алюминиевые. Поэтому корпус легко пробивается из любого стрелкового оружия, не говоря уже про серьезную артиллерию. Не зря в инструкции по боевому применению этих кораблей сказано, что после высадки десанта экипаж корабля (27 человек) поступает в распоряжения десанта. Разработчики понимали, что в боевых условиях корабль одноразовый.
Все вооружения корабля состоит из двух пусковых установок А-22 (МС-227) «Огонь» с неуправляемыми ракетами и двух автоматических артиллерийских установки АК-630 с боекомплектом в 3000 снарядов.
Все СВП, и большие не исключение, очень зависимы от погодных условий: силы ветра и волнения. Заявленная мореходность «Зубра» 8 баллов, однако в таких условиях судно становится неуправляемым, тратит заметно бОльшее количество топлива (а значит снижает дальность хода).
Ну и напоследок. Американские аналоги МДКВП типа LCAC обычно самостоятельно не ходят, а работают исключительно с судов-носителе. К сожалению в России больших судов-доков до сих пор нет. Тем более таких, которые смогут нести на борту «Зубр».
Остальное
Проект «Зубра», несмотря на свою уникальность, масштаб и внешнюю красоту, все же разработки конца 70х годов. За это время технологии шагнули вперед. Да и практика показала малоэффективность МДКВП «Зубр» в российских условиях (хотя в Греции, где масса островов и постоянные территориальные споры с Турцией эти корабли нашли применение).
Из всех восьми советских МДКВП сейчас в составе ВМФ РФ служат только две единицы: «Мордовия» и «Евгений Кочешков». Недостроенный «Бизон», который сейчас стоит на феодосийском заводе «Море» планируется поставить в Севастополе в качестве памятника.
Хотя отечественная промышленность идею создания больших СВП не оставляет. Сейчас рыбинский завод «Вымпел» строит многофункциональное судно на воздушной подушке, но уже скегового типа, «Хаска 10» гражданского применения с полезной нагрузкой 10 тонн. Габариты у него, конечно, не «Зубровские». Посмотрим, что это будет за продукт.