Автор Диана Кабардинцева
История вещей и быта, промышленный дизайн, рекламная графика – вот что возбуждает мой исследовательский интерес и заставляет просидеть весь день за компьютером в поисках ответа на какой-нибудь зацепивший вопрос. Например, сегодня вопрос был такой: «Почему Шишкина поставили на фантик»? Казалось бы, где медведи, а где шоколад. Вот интересно, а почему конфеты называются «Мишка косолапый», а не «Утро в сосновом лесу», как называется собственно сама картина?
Как известно, «Красный октябрь» был образован в 1922 году в результате национализации «Фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений «Эйнем». Надо сказать, что до появления в России в 1867 году фабрики Теодора Фердинанд фон Эйнема ни конфеты, ни шоколад не имели названия. Шоколад обозначался цифрами и упаковывался в фольгу. Покупатели различали его либо по номерам, либо по цвету фольги. Именно Эйнем в тандеме со своим компаньоном Юлиусом Гейсом положили начало рекламе в кондитерской сфере. Особое внимание уделялось звучным названиям: «Ампир», «Миньон», шоколад «Боярский», «Золотой ярлык». Для изготовления рекламы и упаковки фабрика Эйнема привлекала лучших художников того времени, таких как Врубель, Бакст, Билибин и Бенуа.
Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и просвещала. Создавались красочные серии шоколада и конфет на различные темы: в коробки с конфетами вкладывалась коллекционная карточка, на одной стороне которой покупатель видел картинку, а на другой мог прочесть краткую статью энциклопедического характера. Существовали серии «Охота в России», «К 300-летию царствования дома Романовых», «1812 год», «Памятники России», «Клады земли и моря», но нас в данном случае больше всего интересует серия из 12 карточек «Русские художники и их картины», в которую вошло интересующее нас «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, написанное в 1889 году и приобретенное Павлом Третьяковым для своей галереи в том же году.
Серия карточек «Русские художники» вкладывалась в наборы конфет, покрытых шоколадной глазурью, с пралиновой начинкой, помещенной между двумя хрустящими вафлями. Пралине - это миндаль, растертый с сахаром с добавлением какао-масла, очень распространенное лакомство в Германии, на родине Фердинанда Теодора фон Эйнема. Если не считать заменителей какао-масла, эмульгаторов и ароматизаторов, рецептура конфеты за эти годы не изменилась. Серия «Русские художники» вышла в 1896 году, так что рецепту «Мишки» в этом году исполняется 124 года. А вот что касается собственно названия «Мишка косолапый» и дизайна обертки, то здесь самое интересное впереди.
Практически одновременно с выпуском тематической серии карточек «Русские художники» шедевр Шишкина оказался уже на индивидуальной конфетной обертке, а не на карточках-вкладышах. В Музее истории шоколада и какао «МИШКа» на Малой Красносельской, д.7 в Москве хранится ценнейший экспонат - подлинный фантик "Мишки косолапого" рубежа XIX-XX веков, за которым музейщикам пришлось погоняться по аукционам. Название «Мишка косолапый» родилось, видимо, вместе с дизайном фантика. Когда это произошло - точно сказать сложно, но музейный фантик датируется серединой 1890-х годов. Однако этот фантик, хоть и повторяет полотно Шишкина, еще не является «тем самым» - с медвежатами на бирюзовом фоне. Авторство знаменитого дизайна «мишкиной» обертки принадлежит художнику Мануилу Андрееву, который в 1913 году поместил на обертку сюжет картины «Утро в сосновом лесу» в обрамлении зеленых еловых веток и нарисовал шестиконечные Вифлеемские звезды, так как в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на Рождество.
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ КУШАТЬ "МИШКУ", ЗАВЕДИ СЕБЕ "СБЕРКНИЖКУ
«Мишка» производства «Красного октября» пользовался большой популярностью, экспортировался и стоил в Моссельпроме (пищевой трест Московского совнаркома, объединивший под своим началом кондитерские, мукомольные, пивоваренные и табачные фабрики Москвы), довольно дорого – 4 рубля за килограмм, это были самые дорогие конфеты той поры. Гений агитпропа Владимир Маяковский даже придумал звучный слоган, который тут же был запечатлен на фантике: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе Сберкнижку». Это было единственным нововведением советской эпохи - бирюзовый фон, орнамент из ёлочек, медведи и даже вифлеемские звезды остались на своих местах.
Кстати, определенную знаковость для массовой потребительской культуры, которую приобрели «Мишки» с начала выпуска на «Красном октябре» в 1925 году, иллюстрирует тот факт, что художник Александр Родченко изобразил именно эту конфету на стене знаменитого конструктивистского здания «Моссельпрома» в Москве. Помимо «Мишки косолапого» на стенах дома красовалась реклама молока и пива «Друг желудка», папирос «Герцеговина Флор» и знаменитый слоган Маяковского: «Нигде кроме, как в Моссельпроме».
Во время Великой отечественной войны производство кондитерских изделий на фабрике «Красный октябрь» было практически остановлено: выпускались шоколадные плитки «Гвардейский» и «Кола» с повышенным содержанием теобромина и кофеина, производились концентраты каш и сигнальные шашки. Тем временем автор знаменитой этикетки 1913 года Мануил Андреев, став одним из родоначальников российского промышленного дизайна, выполняет заказы для винодельческой, парфюмерной, табачной, чайно-кофейной и консервной промышленности. В 1944 году он становится членом Московского Союза художников и преподает рисунок молодым художникам-графикам, среди которых был Леонид Челноков – будущий главный художник фабрики «Красный октябрь».
В 1930-е годы Челноков под руководством Константина Юона занимался в «рабочей студии» при ВЦСПС. Юон, хоть и известен нам по картинам в Третьяковской галерее как пейзажист-традиционалист, возглавлял разработку рекламных плакатов и упаковки в «Моссельпроме». Отслужив в армии и пройдя войну, Челноков вернулся в Москву и по совету своего учителя Мануила Андреева решил попробовать себя на ниве «производственного искусства». Надо сказать, что отец Челнокова Константин Петрович возглавлял в то время литографию фабрики «Красный октябрь», то есть руководил производством упаковки, дизайн которой его сын будет разрабатывать на протяжении 40 лет. А пока начинающего промграфика Леонида Челнокова приняли в штат специализированной художественной мастерской «Главкондитер», находившейся в ведении «Красного октября», где он и проработал 42 года - сначала рядовым оформителем, а затем - главным художником. В мастерской «Главкондитера» он оформлял продукцию московских фабрик «Красный Октябрь», «Рот-Фронт», «Ударница» и фабрики им. Бабаева.
Будучи главным художником фабрики «Красный Октябрь», Челноков восстановил и переработал этикетки, созданные еще до революции его учителем Мануилом Андреевым для фабрики «Эйнем»: «Золотой ярлык», «Садко», «Вишня в шоколаде», «300-летие Дома Романовых» и, конечно, «Мишка косолапый». В 1958 году он нарисовал фантик стограммовой конфеты «Мишка косолапый» для Всемирной выставки в Брюсселе, на которой «Красный Октябрь» получил Высшую награду. Челноков упростил цветовую гамму первоначальной обертки, сделав «ёлочки» из зеленых бирюзовыми – в цвет фона, убрал декор вокруг надписей и неактуальные вифлеемские звезды.
За время работы на «Красном октябре» Леонид Челноков создал сотни эскизов коробок для конфет и конфетных оберток: "Незнайка", "Раковые шейки", "Ну-ка, отними!", "Петушок", "Красный мак", "Стратосфера", "Бенедиктин", "Коровка", "Чебурашка", "Кис-кис", "Трюфели", "Лимонные". Наверно, большинство оберток советских конфет, которые мы помним, созданы именно Леонидом Челноковым. Помимо этого он был замечательным художником, его пейзажи и натюрморты находятся во многих частных коллекциях.