Найти в Дзене
Bizarre

"Если хочешь кушать "мишку" - заведи себе сберкнижку" или богатая история любимых конфет

Автор Диана Кабардинцева

История вещей и быта, промышленный дизайн, рекламная графика – вот что возбуждает мой исследовательский интерес и заставляет просидеть весь день за компьютером в поисках ответа на какой-нибудь зацепивший вопрос. Например, сегодня вопрос был такой: «Почему Шишкина поставили на фантик»? Казалось бы, где медведи, а где шоколад. Вот интересно, а почему конфеты называются «Мишка косолапый», а не «Утро в сосновом лесу», как называется собственно сама картина?

"Мишка  Косолапый" - самая старая по рецепту и упаковке конфета, которую  производят на фабрике «Красный октябрь»
"Мишка Косолапый" - самая старая по рецепту и упаковке конфета, которую производят на фабрике «Красный октябрь»

Как известно, «Красный октябрь» был образован в 1922 году в результате национализации «Фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений «Эйнем». Надо сказать, что до появления в России в 1867 году фабрики Теодора Фердинанд фон Эйнема ни конфеты, ни шоколад не имели названия. Шоколад обозначался цифрами и упаковывался в фольгу. Покупатели различали его либо по номерам, либо по цвету фольги. Именно Эйнем в тандеме со своим компаньоном Юлиусом Гейсом положили начало рекламе в кондитерской сфере. Особое внимание уделялось звучным названиям: «Ампир», «Миньон», шоколад «Боярский», «Золотой ярлык». Для изготовления рекламы и упаковки фабрика Эйнема привлекала лучших художников того времени, таких как Врубель, Бакст, Билибин и Бенуа.

-2

Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и просвещала. Создавались красочные серии шоколада и конфет на различные темы: в коробки с конфетами вкладывалась коллекционная карточка, на одной стороне которой покупатель видел картинку, а на другой мог прочесть краткую статью энциклопедического характера. Существовали серии «Охота в России», «К 300-летию царствования дома Романовых», «1812 год», «Памятники России», «Клады земли и моря», но нас в данном случае больше всего интересует серия из 12 карточек «Русские художники и их картины», в которую вошло интересующее нас «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, написанное в 1889 году и приобретенное Павлом Третьяковым для своей галереи в том же году.

Нет, он не Шишкин, он другой – это Васнецов. А исторической карточки с Шишкиным в архивах интернета не нашлось
Нет, он не Шишкин, он другой – это Васнецов. А исторической карточки с Шишкиным в архивах интернета не нашлось

Серия карточек «Русские художники» вкладывалась в наборы конфет, покрытых шоколадной глазурью, с пралиновой начинкой, помещенной между двумя хрустящими вафлями. Пралине - это миндаль, растертый с сахаром с добавлением какао-масла, очень распространенное лакомство в Германии, на родине Фердинанда Теодора фон Эйнема. Если не считать заменителей какао-масла, эмульгаторов и ароматизаторов, рецептура конфеты за эти годы не изменилась. Серия «Русские художники» вышла в 1896 году, так что рецепту «Мишки» в этом году исполняется 124 года. А вот что касается собственно названия «Мишка косолапый» и дизайна обертки, то здесь самое интересное впереди.

«Утро в сосновом лесу» (а не «Мишки в сосновом бору»). 1889 г. Худ.  И. Шишкин. Государственная Третьяковская галерея
«Утро в сосновом лесу» (а не «Мишки в сосновом бору»). 1889 г. Худ. И. Шишкин. Государственная Третьяковская галерея

Практически одновременно с выпуском тематической серии карточек «Русские художники» шедевр Шишкина оказался уже на индивидуальной конфетной обертке, а не на карточках-вкладышах. В Музее истории шоколада и какао «МИШКа» на Малой Красносельской, д.7 в Москве хранится ценнейший экспонат -  подлинный фантик "Мишки косолапого" рубежа XIX-XX веков, за которым музейщикам пришлось погоняться по аукционам. Название «Мишка косолапый» родилось, видимо, вместе с дизайном фантика. Когда это произошло - точно сказать сложно, но музейный фантик датируется серединой 1890-х годов. Однако этот фантик, хоть и повторяет полотно Шишкина, еще не является «тем самым» - с медвежатами на бирюзовом фоне. Авторство знаменитого дизайна «мишкиной» обертки принадлежит художнику Мануилу Андрееву, который в 1913 году поместил на обертку сюжет картины «Утро в сосновом лесу» в обрамлении зеленых еловых веток и нарисовал шестиконечные Вифлеемские звезды, так как в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на Рождество.

-5

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ КУШАТЬ "МИШКУ", ЗАВЕДИ СЕБЕ "СБЕРКНИЖКУ
«Мишка» производства «Красного октября» пользовался большой популярностью, экспортировался и стоил в Моссельпроме (пищевой трест Московского совнаркома, объединивший под своим началом кондитерские, мукомольные, пивоваренные и табачные фабрики Москвы),  довольно дорого – 4 рубля за килограмм, это были самые дорогие конфеты той поры. Гений агитпропа Владимир Маяковский даже придумал звучный слоган, который тут же был запечатлен на фантике: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе Сберкнижку». Это было единственным нововведением советской эпохи - бирюзовый фон, орнамент из ёлочек, медведи и даже вифлеемские звезды остались на своих местах.

Обертка «Мишки косолапого» производства  фабрики «Красный октябрь». Нач. 1920-х гг. Худ. М. Андреев.
Обертка «Мишки косолапого» производства фабрики «Красный октябрь». Нач. 1920-х гг. Худ. М. Андреев.

Кстати, определенную знаковость для массовой потребительской культуры, которую приобрели «Мишки» с начала выпуска на «Красном октябре» в 1925 году, иллюстрирует тот факт, что художник Александр Родченко изобразил именно эту конфету на стене знаменитого конструктивистского здания «Моссельпрома» в Москве. Помимо «Мишки косолапого» на стенах дома красовалась реклама молока и пива «Друг желудка», папирос «Герцеговина Флор» и знаменитый слоган Маяковского: «Нигде кроме, как в Моссельпроме».

«Дом Моссельпрома» в Калашном переулке в Москве.  Арх. Н. Д. Струков, панно - худ. А.М. Родченко и В. Ф. Степанова. 1925 г. В качестве примера «конфект», продающихся в Моссельпроме, приведен именно «Мишка косолапый».
«Дом Моссельпрома» в Калашном переулке в Москве. Арх. Н. Д. Струков, панно - худ. А.М. Родченко и В. Ф. Степанова. 1925 г. В качестве примера «конфект», продающихся в Моссельпроме, приведен именно «Мишка косолапый».

Во время Великой отечественной войны производство кондитерских изделий на фабрике «Красный октябрь» было практически остановлено: выпускались шоколадные плитки «Гвардейский» и «Кола» с повышенным содержанием теобромина и кофеина, производились концентраты каш и сигнальные шашки. Тем временем автор знаменитой этикетки 1913 года Мануил Андреев, став одним из родоначальников российского промышленного дизайна, выполняет заказы для винодельческой, парфюмерной, табачной, чайно-кофейной и консервной промышленности. В 1944 году он становится членом Московского Союза художников и преподает рисунок молодым художникам-графикам, среди которых был Леонид Челноков – будущий главный художник фабрики «Красный октябрь».

Главный художник фабрики «Красный октябрь» Леонид Челноков. 1960-е гг.
Главный художник фабрики «Красный октябрь» Леонид Челноков. 1960-е гг.

В 1930-е годы Челноков под руководством Константина Юона занимался в «рабочей студии» при ВЦСПС. Юон, хоть и известен нам по картинам в Третьяковской галерее как пейзажист-традиционалист,  возглавлял разработку рекламных плакатов и упаковки в «Моссельпроме». Отслужив в армии и пройдя войну, Челноков вернулся в Москву и по совету своего учителя Мануила Андреева решил попробовать себя на ниве «производственного искусства». Надо сказать, что отец Челнокова Константин Петрович возглавлял в то время литографию фабрики «Красный октябрь», то есть руководил производством упаковки, дизайн которой его сын будет разрабатывать на протяжении 40 лет. А пока начинающего промграфика Леонида Челнокова приняли в штат специализированной  художественной мастерской «Главкондитер», находившейся в ведении «Красного октября»,  где он и проработал 42 года - сначала рядовым оформителем, а затем - главным художником. В мастерской «Главкондитера» он оформлял продукцию московских фабрик «Красный Октябрь», «Рот-Фронт», «Ударница» и фабрики им. Бабаева.


Будучи главным художником фабрики «Красный Октябрь», Челноков восстановил и переработал этикетки, созданные еще до революции его учителем Мануилом Андреевым для фабрики «Эйнем»: «Золотой ярлык», «Садко», «Вишня в шоколаде», «300-летие Дома Романовых» и, конечно, «Мишка косолапый». В 1958 году он нарисовал фантик стограммовой конфеты «Мишка косолапый» для Всемирной выставки в Брюсселе, на которой «Красный Октябрь» получил Высшую награду. Челноков упростил цветовую гамму первоначальной обертки, сделав «ёлочки» из зеленых бирюзовыми – в цвет фона, убрал декор вокруг надписей и неактуальные вифлеемские звезды.

Обертка «Мишки косолапого» образца после 1958 года. Худ. Л. Челноков.
Обертка «Мишки косолапого» образца после 1958 года. Худ. Л. Челноков.

За время работы на «Красном октябре» Леонид Челноков создал сотни эскизов коробок для конфет и конфетных оберток: "Незнайка", "Раковые шейки", "Ну-ка, отними!", "Петушок", "Красный мак", "Стратосфера", "Бенедиктин", "Коровка", "Чебурашка", "Кис-кис", "Трюфели", "Лимонные". Наверно, большинство оберток советских конфет, которые мы помним, созданы именно Леонидом Челноковым. Помимо этого он был замечательным художником, его пейзажи и натюрморты находятся во многих частных коллекциях.