Найти в Дзене
Кинчик под винчик

Два шедевра Никиты Михалкова

Оглавление

Задолго до Бесогона Михалков снимал выдающиеся фильмы. Они и про Россию, и про любовь, и про человека в целом. «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977) и «Раба любви» (1975) – фильмы, которые должен посмотреть каждый. Они были сняты друг за другом, но они очень разные. Если первый – душная ностальгия по-чеховски, то второй – ода кинематографу с зашитой пропагандой.

Неоконченная пьеса для механического пианино

Жанр: драма
Режиссёр: Никита Михалков
Сценаристы: Никита Михалков, Александр Адабашьян
Год: 1977

Наталья Назарова, Олег Табаков и Ксения Минина в фильме "Неоконченная пьеса для механического пианино"
Наталья Назарова, Олег Табаков и Ксения Минина в фильме "Неоконченная пьеса для механического пианино"

Михалков и Адабашьян писали сценарий по произведениям Чехова. В центре сюжета – богемное семейство на попечении разбогатевшего человека из «низов». Зритель видит несколько любовных линий: Мишель Платонов и его дамы, Серж и Софья, Анна Петровна и её кавалеры. Все линии переплетены между собой, поэтому можно запутаться.

Расскажу вам о героях. В русской деревне скучающая богема полна интересных персонажей. Хозяйка дома – Анна Петровна – жесткая женщина, хоть и кокетка. Она может устроить истерику, когда видит, что мужчины перестали обращать на неё внимание. Консерватизм её убеждений поражает. Именно она говорит сыну Сержу, когда его жена близка к измене, что скоро всё будет по-прежнему. Хотя она убеждает в этом себя.

Софья – причина нарушения спокойствия – романтик и мечтатель. Она не знает настоящей жизни, ну или усиленно делает вид. Она решает порвать с мужем только из-за внезапной встречи с первой любовью – Платоновым. Да Михаил и сам такой же. Только он уже вырос из таких отношений. Его светлая и терпеливая жена – его главная находка в жизни. Такое принятие и преданность ему не найти в отношениях с Софией. Эти герои – резкие. Они легко ссорятся, устраивая беспорядок в окружающих их жизнях.

Ещё есть Серж. Он из тех идеалистов, что выполняют функцию белой простыни на свинье. Они бесполезны. Его реакции раздражают, а не умиляют. Он плакал не из-за решения жены уйти, она ему не сильно нужна. Он плакал из-за его развалившейся картины мира. Жалкое зрелище. Даже маленький Петя выглядит взрослым, если сравнивать с Сержем. Он и есть светлое будущее этой семейки.

И есть кутилы и шуты с дырой внутри – Николай Трилецкий и Павел Щербук. Если Павел такой по натуре, то Николай – от несчастья. Они оба застряли в глуши, но больше страдает Николя. Ну у Чехова часто персонажи в глубинке грезят по Москве. Она для них – недостижимый рай. Хотя в этом раю ничего не изменится, ведь они увезут себя с собой.

Эти чеховские персонажи захватывают. Они затянут вас в свои жизни. А после вы начнёте размышлять над своей и сделаете много открытий. Обещаю.

Раба любви

Жанр: драма
Режиссёр: Никита Михалков
Сценаристы: Фридрих Горенштейн, Андрей Кончаловский
Год: 1975

Ольга Вознесенская (Елена Соловей) и Виктор Потоцкий (Родион Нахапетов)
Ольга Вознесенская (Елена Соловей) и Виктор Потоцкий (Родион Нахапетов)

Первые минуты обманчиво показывают дешёвую драму. Но затем начинается ода кинематографу. Рассуждения на съёмочной площадке, боль за уходящую эпоху, борьба политических движений – основные темы фильма. Да, он пропагандистский, но это не делает его хуже. Каждый увидит своё.

Михалков тонко почувствовал атмосферу того времени: грядёт переворот и власть имеющие давят сильнее, чтобы его ускорить. Мир меняется уже в процессе съёмок. Снимать становится тяжело, прежние темы уже не актуальны. Пропаганда – идеальный жанр, но она не по душе героям фильма. Если упростить, в сфере кино начинают действовать негласные правила: актрис – солдатам, всех неверных – на плаху, остальных – в помощники.

В фильме не показана война, но она ощущается. Зритель видит, как она пробирается во все уголки. Но режиссёры неспешно подходят к концу съёмок. Страшно, что они признаются, что эта второсортная картина будет их последней. А дальше – неизвестность. В лучшем случае – эмиграция, в худшем – смерть.

Актриса Ольга Вознесенская – главная героиня. Она олицетворяет ностальгию и скуку от неизвестности. Ей хочется романтики в тяжёлое время. Ольга находит её в помощи подпольной организации. Эта пробуждающаяся в её жизни борьба вроде бы к лучшему. Но как война может быть к лучшему? Она не обходит Вознесенскую стороной, а принуждает к расплате за соучастие.

Фильм местами тяжёлый, но важный. Его нужно смотреть и пересматривать, потому что каждый раз вы будете находить новые мысли. К тому же игра актёров просто потрясающая. Нюх у Михалкова хороший, несмотря на возникающие чувства на площадке.

Михалков постарался и снял отличную картину. Даже не одну. Ещё об одной его работе можно прочитать тут: фильм «12». Делитесь в комментариях, что у него смотрели и что понравилось. Лайк не забудьте поставить 😊