В начале XVI века Макиавелли писал: "Теперь нет таких стен, которые пушки не смогли бы разрушить за несколько дней". И вряд ли итальянский мыслитель мог представить, что спустя несколько столетий оружие, превращавшее величавые замки Средневековья в жалкую руину, станет объектом восхищенных взглядов.
Ярчайшим примером грозного и вместе с тем удивительно красивого оружия служит бастард-кулеврина Генриха II, короля Франции с 1547 по 1559.
Надо сказать, что на пору Генриха Второго приходится пик французского Ренессанса. Поэтому богато декорированная кулеврина интересна еще как образец искусства Возрождения. Кстати, образец к тому же редкий - один из немногих, что дошли до нас с той славной эпохи, и самый изящный при этом. И все благодаря голландцам.
Каким-то образом бастард попал в руки голландской Ост-Индской компании. И те зачем-то решили взять его на борт корабля - очевидно, не самое удачное использование орудия массой 1209 кг. Корабль тот, вестимо, ушел на дно, схоронив там надолго бронзовую красоту.
Уже в наши дни кулеврину, покрывшуюся характерной для медных сплавов патиной (отсюда зеленоватой оттенок), подняли. Сегодня она украшает коллекцию нью-йоркского The Metropolitan Museum of Art.
Габариты у кулеврины далеки от скромных - 3 метра и 13.7 см в длину и 49.5 см в ширину, включая цапфы. Калибр в 100 мм был третьим по размеру, судя по утвержденным Генрихом II спискам. Литой ствол сделан на славу.
Но главным достоинством бастард-кулеврины по праву считается орнамент - королевские эмблемы, инициалы и одна загадочная композиция из двух луков с полумесяцем между ними.
× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez
Хотите видеть больше интересных материалов? - подписывайтесь на канал и ставьте "пальцы вверх" Делитесь статьями в соц. сетях - так вы помогаете каналу развиваться