Найти тему
Светлана Важнина

Как техническое задание сэкономит ваше время и нервы при создании сайта

Оглавление

Начнем, пожалуй, с того, что же вообще такое, техническое задание на разработку сайта.

Техническое задание — это определенный документ, который является основным приложением к договору на создание сайта, в котором детально описываются все важные детали, как по дизайну, так и по технической части, по которым будет осуществляться разработка.

«Зачем тратить на это время и деньги, если я итак знаю, чего я хочу», - обычно так думает Заказчик, только приступая к созданию интернет-проекта.

Предыдущие 8 лет жизни нашей компании мы думали абсолютно также. Обычно, мы стараемся сэкономить финансы заказчика, не предлагая ненужные услуги, ведь со временем заказчик начинает разбираться даже в некоторых нюансах веб-разработки и будет отлично понимать, если веб-студия «обвела его вокруг пальца».

Так мы и жили эти 8 лет с мыслью о том, что помогаем нашим клиентам сэкономить финансы, при этом тратя колоссальное количество нервов и времени заказчика, потому что вместо заявленных 3х месяцев, некоторые клиенты получали свои проекты через полгода, а иногда и через год. Печально, но это так...

Помимо неоправданных ожиданий клиента и потери доверия к нам, как к разработчику, наша компания существенно теряла в прибыли. Проекты, которые с виду стояли довольно-таки не маленьких сумм по итогу часто производились в минус для нас по количеству затраченных на них часов.

Думаю, эта небольшая заметка поможет заказчикам и начинающим студиям избежать будущих ошибок и потери времени. Почему так происходит и как техническое задание действительно влияет на скорость разработки сайта, расскажу ниже.

Если говорить о создании небольших сайтов (информационных или презентационных сайтов визиток), то создавать специальное техническое задание, здесь обычно не имеет смысла. Начать работы можно, после заполнения небольшого брифа (специальной анкеты), где будут указаны основные требования заказчика к дизайну, структуре и функциям сайта. Делается это бесплатно, при первой встрече с клиентом.

Если же речь идет о создании интернет-магазина или крупного корпоративного сайта, то работа без технического сайта, будет предполагать ходьбу по минному полю, как для разработчика, так и для самого клиента.

«Почему?, - первый вопрос, который обычно задает клиент. - Я ведь итак знаю, какой сайт я хочу. Мне нужен проект по типу "имя сайта"».

Семилетняя практика работ в таком духе показала, что двух одинаковых сайтов не существует. В каждом проекте свои отличия, потому что индивидуальные сайты всегда являются частью какого-то бизнес-процесса клиента и у каждой компании эти процессы свои. Заказчик никогда не может сразу предположить все нюансы, с которыми он столкнется в ходе создания веб-ресурса. У каждого интернет-магазина уровень вложенности в каталоге товаров свой, у каждой компании каталог в программе 1С построен уникальным образом, личные кабинеты в корпоративных сайтах у всех свои, заявки работают и отправляются по разному, алгоритмы поднятия и выделения объявлений на порталах также свои.

Каждый раз слова: «Мне нужно, как у ...» играют злую шутку, и потом клиент говорит: «Нет, а вот здесь я думал, что будет по-другому». А ведь веб-разработчик — не предсказатель, он не может на этапе первого просчета сайта понять, чтобы еще мог предполагать в нем заказчик. Если поставлена задача «Копать быстро», разработчик обычно «Быстро копает».

Часть моей любимой команды WEB ALTERNATIVE :)
Часть моей любимой команды WEB ALTERNATIVE :)

Техническое задание (далее ТЗ) предполагает целый комплекс первичных работ по проектированию сайта. Важно продумать все детали еще «на берегу» и составить смету по конкретным работам подрядчика, чтобы в процессе реализации не «всплыло» то, что не оговорено и не пришлось перекраивать весь сайт, если это вообще представляется возможным.

Другая сторона создания технического задания: клиент вместе со специалистом буквально «проживает» весь свой будущий сайт. И это не просто слова.

Проект менеджер затрачивает на создание ТЗ примерно 3-4 недели, предлагая в это время клиенту различные варианты работы каждого модуля (функции сайта), а также идеи, которые возникают у него по ходу. В свою очередь, у клиента также могут появиться новые пожелания к проекту.

Попутно все идеи клиента менеджер проекта обсуждает с дизайнером, верстальщиком, программистом, чтобы в будущем не возникло проблем с их реализацией.

На этом же этапе клиент предоставляет все необходимые для анализа сведения:

  • вариант своей выгрузки каталога из 1С,
  • данные по формулам в калькуляторах расчета,
  • необходимые поля в заявках,
  • варианты своего программного обеспечения, например, электронной цифровые подписи,
  • прописывает, что именно должно быть в карточке товара,
  • продумывает, а где он потом будет брать описания для 15 000 товаров, фотографии к ним, отзывы клиентов.

За месяц предварительных работ по созданию сайта у клиента складывается четкое представление, что будущий веб-ресурс — это не просто написание программы по примеру, а это большой труд, часть ответственности за который будет лежать на нем самом. У нас даже был случай, когда после разработки ТЗ, клиент отказывался от создания проекта, потому что итоговый сайт оказывался очень трудоемким и дорогостоящим, и компания понимала, что на данный момент она просто не готова к таким временным и финансовым затратам.

Кто-то скажет: «Ну и смысл? Вы же потеряли клиента, а так бы уже получили хотя бы предоплату за сайт». Но для нас важнее честность и порядочность, чем «недопродукт» и по итогу плохие отношения с заказчиком. Лучше пусть мы встретимся с этим клиентом через год и создадим качественный, крутой продукт, чем сейчас будем топтаться на месте и спорить, кто прав, а кто виноват.

Подводя итог, можно сказать, что создание технического задания — это вкладывание ответственности со стороны клиента в будущий проект и гарантия со стороны веб-студии о выполнении прописанных работ.

Используя в работе ТЗ, мы замечаем классные результаты! Сложные объёмные проекты сдаются уже, примерно, в 3 раза быстрее, чем подобные проекты, которые создавались ранее без ТЗ. При этом клиенты остаются довольными, потому что получают ожидаемый результат в ожидаемый срок.

Надеюсь, эта статья пригодится всем, кто еще ни разу не сталкивался с созданием сайта в реальной жизни, затягиванием сроков, непониманием, отсутствием конечного результата или его отклонением от ожиданий. Берегите свое время и нервы, работайте только по четкому техническому заданию!