В конце 2019 года Россия торжественно запустила газопровод «Сила Сибири», к рентабельности которого уже тогда было много вопросов. Предполагалось, что этот проект окупиться ориентировочно в 2048 году. Экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса, отодвинул эти строки. Но это не повлияло на планы «Газпрома» начать строительство нового газопровода из Западной Сибири через Монголию в Китай. Рентабельность нового проекта вызывает еще больше сомнений, чем загруженный наполовину мощности газопровод «Сила Сибири».
Согласно планам «Сила Сибири — 2», а именно так назвали новый газопровод, должна прокачивать более 50 млрд. кубометров газа в год, хотя ранее предполагалось транспортировать 38 млрд. И вот с этого момента начинается самое интересное.
Как доложил Владимиру Путину глава «Газпрома» Миллер, по газопроводу будет идти газ, который будут добывать на Чаяндинском месторождении, максимальные возможности добычи которого составляют 25 млрд. кубометров в год. Однако, некачественная геологоразведка дала не точные прогнозы, и запасов газа оказалось меньше, чем предполагали. Не лучше ситуация на Ковыктинском месторождении, которое рассматривали в качестве резерва для будущего газопровода. В «Газпроме» сложившуюся ситуацию пока никак не комментируют.
Не стоит также забывать о конечном потребителе – Китае, в расчете на который реализовывался этот масштабный проект. Хотя, еще во время строительства и запуска «Силы Сибири-1», Китай неоднократно заявлял, что такой объём поставок газа ему просто не нужен. Китаю проще покупать более дешёвый газ в Средней Азии. Кроме того, политика энергетической безопасности вряд ли предполагает, чтобы газопровод стратегического значения проходил по территории третьих стран (в данном случае Монголии). Все это лишний раз говорит о том, насколько «важным» для Китая может быть этот проект.
И вот теперь возникает закономерный вопрос: зачем «Газпрому» нужен очередной дорогостоящий проект, который будет окупаться десятилетиями, если окупиться вообще? И это при уже фактически похороненном «Южном потоке» и стремительно следующим в том же направлении «Северном потоке-2».
Если раньше для Кремля столь масштабные проекты имели геополитический характер, то сейчас их реализация превратилась просто в закапывание в землю труб большого диаметра. А единственным выгодополучателем от реализации этих проектов является подрядчик-строитель. Так уж сложилось, что в России главными участниками подобных проектов становятся компании, аффилированные с давними друзьями президента Владимира Путина: Аркадием Ротенбергом и Геннадием Тимченко. Так было с первым проектом «Сила Сибири», так будет и с вторым проектом. На первом Ротенберг, а точнее его компания «Стройгазмонтаж» без конкурса получила от «Газпрома», а фактически из госбюджета, 197,7 млрд. рублей. Сколько денег планируется потратить на «Силу Сибири-2» пока не известно, как и предсказать заранее потери от реализации подобных непродуманных проектов. На данный момент суммарно, со строительством, геологоразведкой и взятыми на себя обязательствами перед китайской стороной, страна уже потратила около 400 млрд. долларов. И это по самым скромным подсчетам.
При этом в регионах, где добывают газ или планируется строительство газопровода, газификация жилого фонда по-прежнему остаётся на крайне низком уровне. И, как заявили в «Газпроме», планов развития данного направления в ближайшее время нет. Возможно после 2025 что-то изменится. И то не факт. А пока у населения растут лишь цифры в платежках за газ. Чтобы не забывали: «Газпром» – народное «достояние». Правда, совсем другого народа, проживающего на Рублево-Успенском шоссе. И этому «народу» нужно компенсировать потери от падения цен на газ в странах Европы и от заведомо нерентабельных проектов, в которых даже наличие геополитической составляющей уже вызывает большие сомнения.