Джордж Мартин долго спорил о том, была ли вообще The Ballad of John and Yoko битловской песней. В любом случае, без сомнения остается то, что без нее группа никогда бы не оправилась от сессии Let It Be и не записали альбом Abbey Road.
"Она едва ли была битловской песней", - говорил Джордж Мартин в своей "Антологии". "Для них это было началом конца. Мысленно Джон Леннон уже покинул группу, и я думаю, это были лишь цветочки".
Как бы то ни было, что-то произошло 14 апреля 1969 года, когда Леннон и Пол МакКартни лихорадочно работали, чтобы завершить эту новую песню: их разногласия со времен последней звукозаписывающей сессии начали угасать. Мартин вернулся на пост руководителя, хотя уступил свое место Филу Спектору на Let It Be. Инженер Джефф Эмерик также вернулся на свое место после ухода во время работы над White Album.
Ни Джордж Харрисон, ни Ринго Старр не принимали участие в записи. Джордж был в отпуске, а Ринго Старр все еще снимался в фильме Чудотворец. Харрисон лишь посмеялся над ситуацией. "Я не возражал, что меня не было на записи, это не мое дело. Если бы песня называлась The Ballad of John, George and Yoko, тогда бы я участвовал".
Вместо них были Леннон и МакКартни, которые импровизировали. Пол играл на пианино, басу, барабанах и маракасах, а Леннон отвечал за гитары и дополнительную перкуссию. "Джон был нетерпелив, и я с радостью помог ему" - говорил Пол Барри Майлзу в книге Many Years From Now. "Это достаточно хорошая песня; я всегда удивлялся тому, что работали над ней мы вдвоем, а звучит она по-битловски фирменно».
И что самое важное, оба музыканта почувствовали себя битлами. Неожиданно, играющий на гитаре Леннон повернулся к МакКартни за барабанной установкой и сказал: "Сыграй побыстрее, Ринго". На что МакКартни ответил: "Хорошо, Джордж!»
И сердце the Beatles вновь начало биться.
"В итоге получилось, что мы вдвоем записали песню и я даже не потрудился публично заявить об этом", - сказал Леннон в Антологии. "Это ничего не значило; просто так случилось, что мы оказались вдвоем. Джордж был за границей, а Ринго был на съемках и не смог прийти в тот вечер. Из-за этого нам пришлось выбирать: мы либо делали ремикс, либо записывали песню заново. Мы выбрали второй вариант. Получилось отлично".
Все произошло за вторую половину дня. 14 апреля Леннон принес еще не законченную песню домой МакКартни, а около 14.30 они направились на студию Abbey Road. К 21.00 песня была готова.
"Звукозаписывающая сессия The Ballad of John and Yoko была очень короткой", - говорил Эмерик в The Complete Beatles Recording Sessions. И песня получилась хорошей благодаря отличной игре Пола на барабанах и вообще тому темпу, в котором она была написана.
После записи у Джона Леннона началась бурная жизнь. Он начал осуществлять сюжет во время медового месяца в Париже. Джон хотел задокументировать мартовскую свадьбу с Йоко Оно на Гибралтаре и последующий ряд публичных мероприятий, включая акцию "в постели за мир».
"Это было очень романтично. Я все передал в песне The Ballad of John and Yoko", - говорил Леннон журналу Rolling Stone в 1970 году. "Если хотите знать, как это все происходило, ищите там. Гибралтар был маленькой солнечной мечтой. Я не смог найти белый костюм, поэтому был в грязновато-белых вельветовых брюках и и белом пиджаке. Йоко была во всем белом".
В то же время многие печатные издания неумышленно распространяли забавные слухи о том, что могло происходить на их демонстрациях за мир, да и сплетни насчет роли Йоко в развале Битлз уже ходили. The Ballad of John and Yoko явно доказывает обратное: насколько сильная дружба была у Леннона и МакКартни.
"Журналисты ожидали, что мы будем трахаться в постели», - сказал Леннон Rolling Stone. "Мы просто сидели в пижаме и говорили: 'Мир, брат’ ". Позже Йоко призналась: "Нам было очень трудно, но мы превратили песню скорее в комедию, чем трагедию".
Новый сингл группы был выпущен в Великобритании спустя шесть месяцев, 30 мая 1969 года - в то время битловская Get Back все еще занимала первую строчку чартов. На пару с Old Brown Shoe Джорджа Харрисона, The Ballad of John and Yoko держалась в топе три недели и оказалась в топ-10 Америки. The Beatles больше никогда не попадали на первую строчку чартов в Великобритании.
В некотором роде Мартин был прав: эта песня задала формат первому альбому Джона и Йоко Plastic Ono Band, который вышел сразу после распада Битлз. Но сначала The Ballad of John and Yoko открыла двери для последней совместной работы группы: она начала работать над самым коммерчески успешным альбомом Abbey Road несколько недель спустя.
"Let It Be был таким несчастливым альбомом: хотя там находятся несколько отличных песен, я действительно верил, что это был конец the Beatles и полагал, что никогда больше не буду с ними работать», - говорил Джордж Мартин в The Complete Beatles Recording Sessions. "Я подумал как жаль, что все так кончилось. Поэтому я был очень удивлен, когда мне позвонил Пол и сказал: 'Мы собираемся записать ещё один альбом, будешь нашим продюсером?'"