Среди самолётов производства США, в 1942 году по программе ленд-лиз стал поступать американский двухмоторный самолёт-штурмовик Douglas А-20 Havoc. В штурмовиках Советский Союз не нуждался, был свой фронтовой штурмовик Ил-2, ставший массовым в ВВС СССР. Но А-20 показал отличные характеристики и его решили использовать как бомбардировщик, для чего самолёты подвергались доработке. Кроме того, А-20 стали широко применяться в полках морской авиации для разведки и уничтожения кораблей противника. В советских полках 42-го года эти самолёты именовались «Бостон» Б-3.
Характеристики.
Прежде всего, пилоты отмечали хорошую для 1942 года скорость самолёта – 500 км/ч и выше. Конструктивно самолёт мог выдерживать скорости и в 600 км/ч. Вторым достоинством была легкость пилотирования и маневренность «Бостонов». Это давало возможность быстро его освоить неопытным лётчикам – недавним выпускникам лётных училищ. Необычным было трёхстоечное шасси, которое значительно облегчало взлёт и руление по аэродрому. Легкость пилотирования «Бостона» выгодно отличала его от советского бомбардировщика Пе-2, который для молодых пилотов был не прост. В случае повреждения одного из двигателей «Бостоны» легко возвращались на базу на одном. Сами моторы были очень надёжными.
Спереди «Бостоны» были вооружены двумя крупнокалиберными пулемётами «Кольт-Брауннинг», из которых вёл огонь сам пилот. Наличие мощных пулемётов вкупе со скоростными данными и хорошей маневренностью давало пилотам возможность отвечать на атаки вражеских истребителей, а в некоторых случаях и самим охотиться за самолётами противника. К достоинствам машины советские пилоты также относили удобную кабину, обилие приборов с приятной подсветкой, полноценную радиостанцию. А бронеспинка защищала лётчиков сзади от пуль и осколков.
Где использовались под Сталинградом.
Под Сталинград попали одни из первых поставленных по ленд-лизу модификаций «Бостонов». На них уже стояли пулемёты Березина. Они приняли участие уже во втором – наступательном периоде сражения.
Прорыв обороны противника и создание внешнего фронта окружения к западу от Дона возлагались на войска специально созданного Юго-Западного фронта. Авиационную поддержку его войскам оказывала 17-я воздушная армия. В её составе приняла участие в Сталинградской битве 221-я бомбардировочная авиадивизия. Все три её авиаполка – 45-й, 57-й и 745-й были вооружены только «Бостонами» Б-3. Эти полки прибыли для участия в наступлении под Сталинградом в начале ноября, в их составе было много молодых лётчиков, не имевших опыта. Всего на тот момент в полках 221-й бад было 59 «Бостонов», которые базировались на аэродромном узле Панфилово юго-восточнее Новой Анны.
Первыми боевыми заданиями экипажей Б-3 была разведка основных коммуникаций и аэродромов противника. В начале контрнаступления советских войск авиация 17-й воздушной армии вела боевую работу очень ограниченно из-за плохих метеоусловий. Но постепенно, по наличию лётной погоды, 221-я авиадивизия всё активнее наносила удары по противнику. Уже 30 ноября на бомбардировку войск противника в районе станицы Боковская «Бостонами» было совершено 64 вылета.
С начала декабря 42-го полки на «Бостонах» вели интенсивную работу по нанесению ударов по узлам связи и снабжения, железнодорожным станциям и аэродромам, находившимся за линией фронта и в глубине вражеской обороны. Действуя с наиболее удалённых от линии фронта аэродромов, экипажи бомбардировщиков Б-3 наносили удары по удалённым важным объектам немецких войск - Тацинская. Морозовский, Тормосин, Нижне-Чирская, Миллерово, Каменск, Лихая, Ворошиловград и др. Средняя бомбовая нагрузка на самолёто-вылет составляла 600 кг, в то время как Пе-2 в 17-й воздушной брали в среднем 500 кг бомб. В основном применялись бомбы ФАБ-100.
Статистика потерь.
Всего в декабре и январе «Бостоны» совершили свыше 800 боевых вылетов. Потери за это время составили: 6 самолётов были сбиты истребителями, 4 – зенитным огнём, 2 пропали без вести с экипажами, 3 разбились в катастрофах. Одна боевая потеря приходилась на 60 самолёто-вылетов. Штабом армии отмечалось, что боевые потери от истребителей происходили из-за недостаточного наблюдения стрелками за обстановкой, слабой стрелковой подготовки недостаточной отработки тактики воздушного боя. Небоевые потери, по оценке штаба воздушной армии, были из-за недостаточной подготовки пилотов и внезапных изменений погоды во время полётов.
Опыт применения бомбардировщиков «Бостон».
Опыт боевого использования «Бостонов» в зимних условиях сражения под Сталинградом оказался положительным. Как отмечалось в отчётах штаба 17-й воздушной армии, эти американские самолёты могли успешно использоваться как с прикрытием истребителей, так и без них.
Экипажи 221-й авиадивизии прикрывали истребители Як-7б, которые по своей скорости и маневренности оказались «удачным типом самолёта для сопровождения «Бостонов». Бомбардировочные удары при сопровождении наносили с высот 2500 – 3500 м. При совместных действиях потерь не было.
Без прикрытия «Бостоны» летали на задания как группами, так и поодиночке. Бомбардировка в этом случае производилась с высот 4000 – 4500 метров с высоким процентом поражения объектов. На такой высоте «Бостоны» показали свою способность сравнительно легко уходить от преследования истребителей противника, используя незначительный набор высоты. При плохих метеоусловиях применялся метод «охотников», когда экипажи Б-3 атаковали вражеские объекты с малых высот 100 – 300 метров. При этом одновременно вели огонь из пулемётов и это давало хорошие результаты, повышало эффект и наносило противнику тяжёлые потери.
Оценка "Бостонов" в боевых частях.
Опыт зимней эксплуатации под Сталинградом для «Бостонов» тоже оказался положительным. При наличии средств подогрева запуск моторов не вызывал больших трудностей при морозах до -30 градусов. Некоторые трудности возникли из-за трёхстоечного колёсного шасси. Снег глубиной больше 10 см сильно затруднял разбег, поэтому рекомендовалось тщательно укатывать ВПП.
В целом же отзыв штаба 17-й воздушной армии о «Бостонах» Б-3 был такой: «Самолёт может выполнять любые задачи по уничтожению войск, техники, подвижного ж.д. состава, матчасти, самолётов и других объектов противника». И ещё одна цитата: «Бостон Б-3 живуч, в эксплуатации в зимних условиях трудностей не представляет, как ближний бомбардировщик вполне отвечает современным требованиям, легко отражает атаки истребителей противника.»
Данные в статье основаны на отчётах и журналах боевых действий 17-й воздушной армии, опубликованных на сайте pamyat-naroda.ru.
Спасибо за внимание! Понравилась статья - не поленитесь поставить лайк!