Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Как из Марка Бернеса сделали беглого бандита-мигранта

Советский фильм про милицию «Ночной патруль» (1957) сегодня может показаться немного наивным.

Однозначно хорошие герои, которые правильно ведут себя на протяжении всей картины, однозначно плохие, которым всё нипочём, и условно плохие, но явно вставшие на путь исправления,

- в целом все они характерны для послевоенного кино. Но в «Ночном патруле» так странно переплелись судьбы и роли, что нельзя не вспомнить об этом фильме.

Кадр из фильма «Ночной патруль»
Кадр из фильма «Ночной патруль»

Сценарий для «Ночного патруля» написал Лев Шейнин. Писатель, драматург и сценарист. А ещё

старший следователь, который в тридцатые попал, как и многие его коллеги, в лагерь, потом освободился и вернулся к следовательской работе, а затем снова оказался в опале.

Но, конечно же, опыт работы в милиции существенно помог Шейнину в создании сценария и прорисовке героев.

Главную роль в фильме сыграл Лев Свердлин. Годом раньше вышел фильм «Разные судьбы», где Льву досталась роль отца главной героини. Не очень удачливого и даже в чём-то несчастливого отца, дочь которого выбрала не те идеалы в жизни. Здесь же актёр предстал безупречным комиссаром милиции, образцовым солдатом в лучшем понимании этого слова, готовым не только бороться с закоренелыми преступниками, но и перевоспитывать тех, кто случайно свернул на кривую дорожку.

Фото со съёмок. Лев Свердлин и Марк Бернес
Фото со съёмок. Лев Свердлин и Марк Бернес

Именно такого героя, некогда оступившегося, но всеми силами стремящегося вернуться к нормальной жизни, сыграл в «Ночном патруле» Марк Бернес. Популярность Бернеса в те годы зашкаливала, но если

обычно зрители видели его в ролях неунывающих балагуров, то в этой истории его персонаж с романтичной кличкой Огонёк - слегка побитый жизнью бандит,

который после скитаний по заграницам (да-да, герой Бернеса по сюжету побывал даже в Южной Америке) мечтает осесть наконец в Советском Союзе и вести жизнь добропорядочного гражданина. Для этого он и обращается к комиссару, который знавал его ещё преступником, а сейчас протягивает руку помощи.

Снялись в ленте и две очень яркие самобытные актрисы - Татьяна Окуневская и Зоя Фёдорова. Режиссёр Владимир Сухобоков фактически вернул их на экран: и для Фёдоровой, и для Окуневской «Ночной патруль» стал первой значимой работой после возвращения из заключения. Любопытно, что

в картине обеим достались роли дам, причастных к криминалу: Зоя Фёдорова стала экранной супругой основного злодея по кличке Барон, а Татьяна Окуневская - соблазнительной ресторанной певицей и якобы родственницей того же Барона.
Фото со съёмок. Татьяна Окуневская и Григорий Кириллов, тот самый криминальный авторитет пятидесятых Барон
Фото со съёмок. Татьяна Окуневская и Григорий Кириллов, тот самый криминальный авторитет пятидесятых Барон

Отдельно отмечу роль узнаваемого Сергея Филиппова. Как и всегда, роль была небольшая, но не запомнить её нельзя.

Фото со съёмок. Режиссёр Владимир Сухобоков
Фото со съёмок. Режиссёр Владимир Сухобоков

В процессе подготовки к съёмкам по настоянию режиссёра киношники много общались с милиционерами:

посещали музей криминалистики, выезжали на места преступлений, присутствовали на допросах и очных ставках и даже изучали судебное производство.

Всё это делалось для того, что артисты по-настоящему вжились в образы, чтобы зрители увидели в них тех самых милиционеров, которые всегда на посту и готовы помочь.

Фото со съёмок. Вадим Грачёв и Валентина Ушакова
Фото со съёмок. Вадим Грачёв и Валентина Ушакова

Консультантами фильма выступили представители милиции. Некоторые даже снялись в эпизодах. Так, по воспоминаниям самого Сухобокова, приглашённый на площадку капитан московского уголовного розыска так чётко и выразительно показывал, как нужно входить в комнату, где может находиться опасный преступник, что решили снять его, а не актёра.

Милиционеры в каком-то смысле были и каскадёрами на съёмках.

Например, в сцене погони актёра Сергея Бубнова, игравшего шофёра автобазы, дублировал старшина милиции.

Фото со съёмок. Слева стоят Вадим Грачёв в роли милиционера и сценарист Михаил Маклярский. Справа сидят: художник фильма  Людмила Безсмертнова, режиссёр Владимир Сухобоков, главный консультант, комиссар милиции 3-го ранга А. Тиханов, писатель Лев Шейнин
Фото со съёмок. Слева стоят Вадим Грачёв в роли милиционера и сценарист Михаил Маклярский. Справа сидят: художник фильма Людмила Безсмертнова, режиссёр Владимир Сухобоков, главный консультант, комиссар милиции 3-го ранга А. Тиханов, писатель Лев Шейнин

Большую часть сцен снимали на киностудии, в павильонах, и на московских улицах. Но вот для съёмок той самой сцены с погоней группе пришлось на несколько дней отправиться в Тамбовскую область, потому именно там, возле реки Цна, помощники режиссёра увидели идеальную натуру.

Фото со съёмок. Сцена задержания шофёра. В роли шофёра Сергей Бубнов, в роли отважного бригадмильца - Алексей Ванин, актёр и мастер спорта по классической борьбе
Фото со съёмок. Сцена задержания шофёра. В роли шофёра Сергей Бубнов, в роли отважного бригадмильца - Алексей Ванин, актёр и мастер спорта по классической борьбе

В заключение отмечу, что сняла эту приключенческую историю женщина-оператор Маргарита Пилихина. Она только начинала карьеру, для неё это была всего лишь вторая работа. Но уже здесь заметно особенное, по-женски проникновенное, видение Маргариты, которое потом явственно проявится в снятой ею же «Заставе Ильича» (1965).

А вам «Ночной патруль» кажется агитационным, плакатным и чрезмерно идеологичным?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-8