Так мы называли …
Улицу при въезде в деревне и поле через дорогу называли «Курманом»[1], (там же протекала речка Курманка), а правый берег – «Заоша»-за Ошей. На вопрос: «Куда пошла?» отвечали: «В деревню», это означало: пошли в центр, где был клуб. Между старым и новым зданиями клубов стоял амбар, оставшийся от конюшни. В этом амбаре располагалась так называемая «силовая» - для подачи электрического тока, а на стене - электрическое точило. Именно здесь, в центре, местная ребятня любила играть «в прятки», в «ножички». А за огородами располагалась «заправка», где стояли бочки с соляркой и солидолом, а также ровными рядами колхозная техника, начиная от конных сенокосилок и граблей до тракторов и комбайнов. Здесь часами «рулили» деревенские ребятишки, воображая себя едущими по полям и проселочным дорогам. Правее от заправки, на берегу реки, построили животноводческую ферму: сначала деревянное здание, а в 1961году на ферме было построено здание из каменных плит. Левее «заправки» была сушилка и амбары с зерном. Такое несметное богатство зерна хранилось под пудовыми, амбарными замками!а перекрестке .Через дорогу вправо -поле Победы
За сушилкой поле называлось «Михалычи». В 60-х годах на этом поле выращивали кукурузу.«Победой» большетерехинские колхозники назвали поле, на котором работали в тот памятный день, когда пришло сообщение о радостной вести 9мая 1945года. Это поле находится через дорогу напротив кладбища. На опушке «Победы» было много клубники, а в лесу плантации лекарственной мать- и- мачехи, заросли смородины, много груздей.
Спасибо, живущим сегодня здесь,
Что храните деревни лицо.
Красоту, чистоту этих мест
Не забудет из нас никто.
Реки изгиб и тополя, поля, поляны…
Деревня родная, любимая нами…
Есть приехать куда,
Есть где чая попить,
Есть, с кем можно поговорить.
Как бы это навек сохранить?
Никого не забыть, ничего не забыть.
Не оборвать памяти нить.
Были, жили…Жили-были, нет!
Большетерехино в нашей памяти Будет Жить.
Традиции деревни.
Съезжим праздником было Рождество, а затем стал советский праздник - 5 декабря - День Конституции. Родственники или друзья съезжались в каждый дом в Большетерехино в гости, вечером ходили в клуб на танцы. Постепенно эта хорошая традиция была утрачена. Живое общение заменил телевизор, а сейчас и интернет. И родственники видятся в лучшем случае - на свадьбах, а чаще - во время печальных событий.
В Большетерёхино была ещё одна хорошая традиция – в ноябрьские дни, когда начинаются морозы – по очереди в каждой семье собирались женщины (соседки и родственницы) для ощипывания гусей, где не обходилось без шуток, прибауток, смеха. Дружная и веселая атмосфера царила в такие вечера - так общая работа сплачивала людей и деревню.
Главденька, Гланечка,Гланька – так ласково называли разных женщин по имени Клавдия ,надо же было как-то их различать. Аленушка, Шурочка, Шуронька, Варечка, Лушенька, Полечка, Манечка, Галечка, Валюха, Лидочка, - ласково называли даже и при конфликтных ситуациях. Пашенька, Назарынька, Митенька - и некоторым мужчинам тоже достались ласковые имена. Детей звали через родителей или дедов, к примеру: Маня Марьина, Любка Колеванина, Верка Филипп Назарыча, Светка Якина, Светка тети Аганина, Васька бабы Ленин, Витька Фаинин и т.д.
Детей было много, в деревне почти все семьи были многодетными. Тюгеевы, Черепановы, Мезенины, Логиновы, Дёмины, Семеновы имели по 5-8 детей, в других семьях большинство по трое детей.
P.S: Наши матери и отцы выросли тоже в многодетных семьях, но чаще в неполных. Многие из родителей в детстве были или сиротами войны, или попросту «безотцовщиной». А уже поколение, рожденное в 50-60-х годах, выросло, в основном, в полных семьях.
Все деревенские мужики, даже многие женщины имели прозвища. По фамилиям, по лошадям, на которых работали, по внешности. Кто их придумывал, неизвестно. Некоторые – не совсем безобидные.
Занятия в свободное время
Чем же любили заниматься дети и подростки в свободное от учебы время? Телевизоры были редкостью. Одними из первых телевизор купила семья Черепановых С.Н. и Е.И. .У них собиралось по несколько человек, чтобы посмотреть телефильм. Но большую часть времени подростки проводили за чтением книг или на свежем воздухе. Самыми читающими можно назвать семьи Деминых, Логиновых. Зимой среди развлечений у детей были - катание с горы и с трамплина на лыжах, по речке на коньках. Особенно, когда вся река покрыта льдом, а на ней ещё нет снега. Дружно катались на санках с горы, дружно поливали водой ледяную горку. С одного берега на высокой скорости заезжали на противоположный берег. Бывали случаи и купания в полынье или в проруби. На реке всегда была расчищена площадка для хоккея. Когда студенты приезжали на выходные или праздничные дни из учебных заведений г. Тары, Омска , брали конные сани и веселой толпой съезжали с горы, распугивая младших детей, которые едва успевали скатиться, пока затаскивали огромные сани в гору. В солнечные безветренные дни играли в снежные крепости, в огородах делали в сугробах лабиринты. Здесь и ветер потом был не помехой - снежные стены надежно защищали от любой непогоды. В рождественские морозы «на святки» ходили по домам, переодевшись до неузнаваемости, «в чудушки», даже и взрослые. А в Пасху – «христосоваться». Каждый дом гостеприимно встречал приходящих. Школы и учителей в деревне уже не было, и эта традиция продолжалась долго, даже во времена активного атеизма, в то время, когда в Корсино это строго запрещалось.
Как только появлялись проталины- все выходили играть в «лапту». И молодежь, и школьники, и мужчины, которым за сорок. И болельщики тоже были. Также любили играть и в волейбол.
В весенне-летний период девочки пасли огромные стада гусей – готовили себе приданое: подушки, перины. Следили, чтобы стада не соединились, и вожаки в схватке не потоптали маленьких гусят. А маленькие хозяюшки в это время организовывали на полянах лабиринты, домики из палок и других подручных материалов. Делали длинные, узкие коридоры, по которым ходили друг к другу в гости. Из травы и цветов готовили «угощения». У кого, насколько хватало фантазии от случайных находок на полянках. Еще ребятня собиралась там, где стройка. Сами того не замечая, помогали ошкуривать строевой лес, собирая со свежих березок под корой вкусную жвачку. В магазине жевательные резинки не продавали, поэтому искали, что можно использовать в качестве жвачки: смолу с сосновых бревен, черные куски гудрона. Собирали макулатуру, металлолом, старое тряпьё, кости- всё это сдавали заготовителям, получая взамен воздушные шары, свистульки, губные гармошки и другие игрушки и сладости. В жаркую погоду часами сидели в речке. Любимое место-купальня находилась на берегу у огорода деда Афанасия, а кто был постарше и хорошо умел плавать, купались на глубоком омуте по пути на ферму. Здесь был сделан высокий мостик для ныряния. Это место до сих пор используется взрослыми для купания из-за чистоты воды.
В теплые летние вечера и днем дети дружно играли в «булавочку», «краски», «фанты», «классики»: прыжки с баночкой, со стеколочкой, в ручеек, в «девятки-десятки» - с мячиком или со скакалкой, крутили обручи - это было модно, как позднее аэробика.
Для внуков и правнуков –забытые игры.
Правила игры. Классики: прыжки с баночкой. На ровной поверхности начерчены 8-10 квадратов-клеток. Прыгая на одной ноге, баночку нужно подтолкнуть ногой в следующий квадрат, чтоб не остановилась на черте - тогда ход игры перейдет другому игроку. При удачной попытке баночку осторожно бросают во второй квадрат, третий и тд.. Снова прыгают и так до первой ошибки. В последний квадрат баночку бросают через плечо. Первым игру заканчивает самый ловкий. В качестве баночек использовались красивейшие расписные жестяные баночки, наполненные землей, из-под разноцветных, всеми любимых леденцов,..
следующий квадрат. До ошибки или до последнего квадрата- через плечо. Кон игры закончен.
«Девятки-десятки» со скакалкой. Надо прыгнуть 10 раз вперед на двух ногах, 9 раз на правой, 8 раз -на левой ноге, 7 раз на двух ногах назад, 6 раз на правой ноге назад, 5 раз на левой назад, 4 раза вперед на скрещенных ногах, 3 раза назад на скрещенных ногах, 2 раза со скрещенными руками вперед, 1 раз со скрещенными руками назад. Кон игры закончен, если прыгун ни разу не ошибся. Начинает второй кон с девяток. Побеждает тот, кто первый без ошибок попрыгает всю игру до конца. В случае ошибки, ход передается следующему игроку, а уже этот игрок, когда придет очередь к нему снова, продолжает с того места, где ошибся. Игра развивает не только спортивную ловкость, но и память, надо запомнить правила игры и с какого места кто ошибся.
[1]Курман-колчан-сумка для лука и стрел. Татарское мужское имя. Сохранилось у казанских татар и русских в фамилии Курманов.