Часть 4: Новая концепция взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации и местных общин.
1. Изменение структуры доходов бюджетов местных общин.
Сегодня местные бюджеты финансируются в основном за счет причитающейся им части собираемых в стране налогов. Общий кризис денежного обращения, повлекший падение собираемости налогов, ударил по ним в такой степени, что они сегодня способны финансировать свои расходы в целом менее чем наполовину против запланированных. В 1995 году эта ситуация может только ухудшиться при сохранении существующего положения вещей и дел.
Понятно, что налоги сегодня не могут быть устойчивым источником финансирования региональных и местных бюджетов. В связи с этим можно рекомендовать субъектам Федерации по примеру Центра отказаться от своей доли НДС и налога на прибыль.
В связи с этим предполагается, ввести в федеральном бюджете статью "компенсации субъектам Федерации за отмену налогов". По этой статье предполагается передать в доход бюджетов субъектов Федерации 40 триллионов рублей. Это значительно больше того, что РЕАЛЬНО могут дать в 1995 году отменяемые налоги.
Далее имеет смысл ассигнования на поддержку субъектов федерации предусмотреть в федеральном бюджете в размере не 14,4 трлн. руб., а 30 трлн. руб. Ассигнования на переданные на содержание бюджетов субъектов Федерации объекты социальной сферы также долны составить не 4,3 трлн, а 6,8 трлн. рублей.
Таким образом, федеральные дотации станут важнейшимм источником финансирования местных бюджетов в рамках концепции "Россия - оффшорная зона". Кроме того, за счет ресурсов нормализации денежного обращения можно создать существенный внебюджетный фонд содействия формированию бюджетов регионов. Размеры такого фонда и порядок финансирования должны быть определены на основании предложений регионов.
2. Изменение бюджетной классификации и философии взаимоотношений с местными общинами.
Предложенная Министерством Финансов классификация расходной части федерального бюджета не предусматривает отдельной главы по взаимодействию с бюджетами субъектов Федерации и низовых местных общин. Эти расходы проводятся одной строчкой в главе "Прочие расходы".
Мы считаем необходимым принципиальное изменение политики финансирования "лицом к регионам". В связи с этим мы предлагаем ввести отдельную главу "СОДЕЙСТВИЕ МЕСТНЫМ ОБЩИНАМ", которая должна стать одной из важнейших в федеральном бюджете - крупнейшей по общему объему ассигнований.
По нашему мнению содействие экономическому и социальному развитию регионов должно с 1995 года стать важнейшей заботой федерального бюджета. В регионы переносится центр тяжести экономических реформ, через посредство регионов осваиваются федеральные бюджетные инвестиции.
Эта принципиальная установка выражается в изменении места расходов по этой главе в структуре всего бюджета: объем аасигнований вырастает с 28,8 трлн, руб. до 153,4 трлн. руб, доля в расходах бюджета в целом - с 13,6% до 26,2%. Доля в ВВП - с 3,1% до 10,1%.
3. Совместные инвестиционные и социальные программы.
Взаимодействие федерального и местных уровней власти в проведении экономической реформы, возрастание роли регионов реализуются в альтернативном проекте федерального бюджета на 1995 год через совместные инвестиционные программы, финансируемые из федерального бюджета.
Прежде всего Федерация выделяет 14 триллионов рублей на участие в местных инвестициях. По этой статье должны будут выделяться ассигнования для долевого финансирования разработанных субъектами федерации программ инвестиций в развитие промышленности и инновационную деятельность. Распределение этих ассигнований будет производиться на основании предложений субъектов Федерации.
Еще 4 триллиона выделяется на финансирование совместных социальных программ, с которыми могут выйти регионы.
6 триллионов рублей федеральный бюджет может предложить регионам освоить в развитии сети коммуникаций - прежде всего в дорожном строительстве.
4. Содействие городам.
Альтернативный проект государственного бюджета предлагает увеличить субвенции столице России - городу Москве с 2,94 трлн. руб. до 6,5 трлн. руб. Эта сумма - минимум, необходимый находящемуся в кризисном состоянии городу.
Кризис мегаполисов, впрочем, не ограничивается Москвой, но является проблемой многих регионов. Ассигнования на решение проблем крупных городов проводятся по статье "Урбанизация". По этой же статье проводятся ассигнования на развития малых и средних городов. Всего эти ассигнования составят 15 триллионов рублей.
Еще 15 триллионов предполагается выделить на развитие городских коммуникаций. Эта статья расходов имеет также важнейшее стратегическое значение.
5. Проблемы Севера - первоочередные ассигнования.
Специфика развития северных регионов требует поддержания их жизненной активности засчет ресурсов Федерации. Депятельность Гайдара и Черномырдина по "разгрузке северов" повергла эти регионы в перманентный кризис.
Прогнозируя ужасные последствия недофинансирвоания в 1994 году завоза продуктов в эти регионы, необходимо предусмотреть ассигнования на мероприятия по их ликвидации. Кроме того, необходимо на должном уровне обеспечить и текущее финансирование северов в 1995 году. Все это требует ассигнования 12,5 трлн. рублей против 4,32 трлн., предусмотренных проектом нынешнего кабинета.
Часть 5: Оздоровление экономики и финансового баланса страны в целом как результат реализации альтернативного проекта федерального бюджета.
1. Механизм преодоления инфляции.
Правительство Черномырдина в своем прогнозе ориентируется на утверждение, что инфляция в 1995 году составит 30% годовых. Каким образом оно намерено достичь этой цели? Ответ дается простой: на пути продолжения политики "жесткой экономии". Ориентируется Правительство на опыт своей деятельности в 1994 году, когда рост цен на потребительском рынке удалось сбить до 440% в сравнении с 940% в 1994 году.
В то же время выше уже показано, что реальный механизм замедления роста цен на потребительском рынке не имел ничего общего с представлениями Правительства на этот счет. Инфляция просто переходила в другие формы. Более того, ресурсы действия этого компенсаторного механизма уже вычерпаны полностью. Следовательно, на пути "жесткой экономии" поставленная цель абсолютно недостижима, а представленный прогноз будет иметь с реальностью не более общего, чем прогнозы на 1992, 1993 и 1994 годы.
Означает ли это, что цель свести инфляцию к 30% в год и дефлятор ВВП к 1,67 принципиально недостижима? Отнюдь нет. Если достижение этой цели будет признано разумным, можно предложить механизм ее достижения.
Как уже говорилось выше, Российская экономика имеет уникальную структуру издержек производства и структуру потребления, принципиально несводимые с мировыми в силу особенностей природной среды. Источником динамики цен являются дисбалансы, возмущения, вносимые в эту структуру. Каждое возмущение на уровне базовых цен влечет инфляцию издержек по всей технологической цепочке и рост себестоимости конечной продукции. Эта инфляция издержек усиливается на каждом этапе технологической цепочке взиманием НДС, увеличивающего цену промежуточного производства и являющегося таким образом мультипликатором издержек по всей цепочке.
Ясное понимание ситуации сразу дает возможность предложить механизм торможения инфляции:
- отмена НДС ликвидирует основной мультипликатор издержек,
- отказ от административного повышения цен на топливо, транспорт и сырье и от попыток привести структуру цен "к мировым" покончит с практикой внесения перманентных возмущений в национальную структуру цен и позволит рыночным механизмам стабилизировать оптимальную структуру издержек.
- имеет смысл объявить о мерах административного характера против повышения цен продавцами, ввести сертификат для каждой партии товара с указанием отпускной цены производителя и запретом превышать эту цену в розничной продаже более чем на 50%. Не будучи серьезным экономическим регулятором, эти меры будут иметь нужное психологическое значение, подобное тому, какое в 1994 году имела фальсификация статистики цен.
Введение всех этих мер с 01.01.95 в условиях сохраняющегося на протяжении всего 1995 года небольшого дефицита денежной массы, предотвращающего давление монетарных факторов, позволит полностью остановить инфляцию. Сохранится только некоторая инерция, которую и можно оценить в намечаемые 30%.
2. Стимулы расцвета экономики.
Путем проведения сформулированной в предлагаемом проекте федерального бюджета на 1995 год денежной и экономической политики будут задействованы следующие факторы:
- отсутствие налогового гнета в какой-либо форме,
- защита от внешней конкуренции при помощи таможенных пошлин,
- окончательная ликвидация проблемы неплатежей,
- нормализация денежного обращения, преодоление нехватки денежной массы.
- массированные государственные инвестиции в инновации, производство, капитальное строительство,
- благоприятные условия для отечественных частных и иностранных инвестиций,
- расширение платежеспособного спроса на рынке, прежде всего на отечественные товары массового спроса,
- расширение государственного спроса на высокотехнологическую продукцию,
- быстрое развитие рыночной инфраструктуры, систем транспорта и связи,
- быстрое расширение и переориентация на перспективные разработки системы НИОКР,
- прекращение гиперинфляции.
Несомненно, этими мерами будет достигнута в кратчайший срок не просто хорошая конъюнктура в экономике, но уникальный уровень конъюнктуры, позволяющий в течение несколько лет совершить рывок, подобный "японскому чуду".
Понятно, что в первые же месяцы действия подобной конъюнктуры реакция хозяйствующих субъектов будет следующей:
- резкое повышение инвестиционной активности отечественных и иностранных инвесторов,
- легализация значительной части теневого оборота капиталов,
- оживление производственной активности, угнетенной сейчас неплатежами и дестимулирующими налогами,
- задействование простаивающих мощностей,
- рост прибыльности любых видов бизнеса и следовательно, рост активности бизнеса,
- принципиальное изменение настроений предпринимательского класса и населения в целом.
Хорошая конъюнктура - не просто экономическая категория. Позволяя хозяйствующим субъектам получать высокие прибыли, она стимулирует активность финансирования и спонсирования науки, культуры, социальных мероприятий. В конечном счете хорошая конъюнктура - возможность довести до окончательной реализации любое дело в любой отрасли человеческой деятельности.
Эта ситуация влечет важнейшие психологические следствия. Исчезает всеобщий пессимизм, у каждого человека возникает желание работать, делать свой бизнес, свое дело. Расцветает гражданское самосознание, культура, искусство. Принципиально меняется идеологическая и нравственная ситуация в обществе.
Все это в свою очередь оказывает положительное влияние на экономику, является стимулом ее расцвета.
3. Прогноз макроэкономических показателей.
На основании вышеизложенных перспектив можно сделать уверенный прогноз макроэкономических показателей на 1995 год.
Прежде всего, можно утверждать, что цель снизить инфляцию до 30% годовых и размер дефлятора ВВП к 1,67 вполне достижима. В связи с этим мы выдерживаем свой прогноз в тех же ценовых пропорциях, что и Министерство Экономики. Размер легального ВВП вырастет до 1520 трлн. руб. против 925 трлн., прогнозируемых нынешним правительством. Объем инвестиций будет не менее 400 триллионов рублей, против 220 трлн. Розничный товарооборот повысится до 545 трлн. руб., против 360 трлн. Среднемесячная зарплата - до 544 тыс. руб.($155,4) против 365 тыс. руб.($104,3) по прогнозу правительства. Таким образом, мы прогнозируем серьезный рост всех показателей против предлагаемого нынешним кабинетом спада.
Учитывая, что по большинству показателей нынешний кабинет не способен достичь намеченного (что ясно показал опыт 1994 года), разница между двумя вариантами экономической политики выглядит еще более впечатляющей.
Столь быстрый рост производства будет связан не только с хорошей конъюнктурой, но и с тем, что инвестиции будут вкладываться не в строительство "с нуля", но использовать имеющиеся площади, задействовать огромные резервные мощности, имеющиеся сегодня в России.
Мы предлагаем также принципиально изменить подход к внешней торговле. От политики стимулирования экспорта предлагается перейти к политике стимулирования внутреннего потребления и импорта. Необходимо уйти от гигантского активного сальдо торгового баланса, отражающего тот факты, что наши национальные ресурсы передаются в чужие руки без какого-либо замещения. Как показывает опыт развитых стран, богато живут страны, имеющие пассивный торговый баланс и компенсирующие его дефицит сальдо других компонентов платежного баланса.
В связи с этим мы прогнозируем объем экспорта в 1995 году $49,0 млрд. (против $49,1 в прогнозе Черномырдина), импорт - $47 млрд. (против $30 млрд.), и сальдо торгового баланса в $2 млрд. (против $19,1 млрд.).
Совершенно естественно, что мы планируем не увеличение безработицы до3,4 млн., как это предлагает Черномырдин, а ее сокращение до 900 тыс. чел.
4. Оздоровление сводного финансового баланса.
Нормализация денежного обращения, легализация значительной части теневого оборота, смена спада производства его ростом неизбежно повлекут оздоровление сводного финансового баланса страны.
Прежде всего, легализация теневых оборотов резко уменьшит его общий дефицит. Показанная прибыль хозяйствующих субъектов достигнет не менее 500 трлн. руб. против 203 трлн. руб., которые планирует, но не сможет обеспечить нынешний состав Правительства. Этот факт будет отражать частично реальный рост прибылей (в т.ч. в связи с отменой налогов), частично - их легализацию.
Соответственно, расходы хозяйствующих субъектов вырастут до 705 трлн. рублей, против 320 трлн., планируемых нынешним кабинетом. Этот факт будет отражать как необходимость обслуживания расширения производства, так и активную инвестиционную деятельность. Очевидно, из этого же источника под давлением профсоюзов будут сделаны вливания и в социальную сферу. Отсюда же произойдет финансирование ряда НИОКР, помимо учтенных отдельной статьей расходов бюджета и Фонда НИОКР. Кроме того, произойдет несомненная легализация значительной части теневых операций.
Планируемый нами дефицит платежного баланса сократится до 18,8 трлн рублей, против 71,8 трлн. руб., планируемого нынешним кабинетом.
5. Баланс доходов и расходов населения как показатель роста уровня жизни.
Планируя на 1994 год фонд оплаты труда в размере 211,4 трлн. руб., нынешний кабинет обеспечил лишь 169,1 трлн. в точном соответствии с нашим прогнозом. На 1995 год планируется 268 трлн. рублей, но можно утверждать, что больше 190 трлн. руб. обеспечено в условиях "жесткой экономии" не будет.
При исполнении нашей программы и бюджета фонд заработной платы в целом достигнет 470 триллионов рублей, что и обеспечит рост заработной платы до 544 тысяч. руб. в месяц. Другой источник доходов населения - предпринимательский доход и доход от подсобного хозяйства - составит порядка 300 трлн. руб. И наконец, пенсии и пособия будут обеспечены фондом в размере 180 трлн. рублей против 111 трлн, которые планирует и 95 трлн, которые может обеспечить нынешнее правительство.
Принципиально изменится и структура расходов населения, поскольку изменения будут носить не только количественный, но и качественный характер. Прежде всего рост доходов населения вызовет резкий приток средств в кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, покупку недвижимости у государства и т.п. Кроме того, внедрение механизма компенсации вкладов и резкое сокращение инфляции поднимут привлекательность вкладов в сбербанк и государственные ценные бумаги. Эти статьи позволят обеспечить 220 трлн. руб. доходов населения - вдвое больше, чем планирует и вчетверо больше, чем исполнит нынешний кабинет.
Из баланса расходов населения навсегда изымается статья "Платежи и взносы в госбюджет".
Рост доходов населения приведет к быстрому росту потребления услуг - наиболее динамичной и наименее капиталоемкой, а потому быстро осваиваемой мелким и средним бизнесом сферы экономики. Столь же резко вырастет розничный товарооборот.
Прирост товарооборота будет обеспечен частично ростом отечественного производства товаров народного потребления, частично - за счет планируемого роста импорта.
Дефицит баланса доходов и расходов населения прогнозируется нами в 55 трлн. рублей или 5,8% доходов населения. Это связано прежде всего с переходом спроса на следующий год в связи с концентрацией роста зарплат во втором полугодии.