Шведский музыкальный стриминговый сервис Spotify снова попытается запуститься в России. Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на источники, партнером по запуску для Spotify может стать МТС. По предварительной информации, Spotify может начать работу в России уже осенью 2020 года.
По данным издания, МТС будет продавать подписку на сервис в рамках своих тарифов. Другой источник «Коммерсанта» говорит, что Spotify вел переговоры и с остальными операторами связи, так что компания вряд ли ограничится одним партнером в России.
В МТС, в свою очередь, заявили, что сейчас не имеют договоренностей со Spotify, но добавили, что «это сильный бренд, с которым потенциально интересно было бы формировать партнерство». По данным представителя компании, сейчас совокупное число подписчиков музыкальных сервисов МТС, в том числе партнерских, превышает 1 млн. Оператор развивает собственный сервис «МТС Music» (имеет более 1 млн скачиваний в Google Play) вместе с «Яндексом», а также в рамках партнерства продвигает Apple Music.
Spotify пытается запуститься в России с 2014 года
Spotify — самый популярный в мире музыкальный сервис. По данным Media Research, по состоянию на первое полугодие 2019 года у сервиса было около 108,1 млн подписчиков. Для сравнения, у музыкальных стриминговых сервисов Apple — 54,7 млн, а у Amazon — 38,3 млн подписчиков.
Шведская компания планировала выйти на Российский рынок с 2014 года, но каждый раз откладывала запуск. Как писало в 2015 году РБК, тогда тому было несколько причин, среди которых экономический кризис и политическая ситуация. Кроме того, компанию насторожил закон о персональных данных, по которому данные россиян должны храниться на территории России. «Spotify — это облачный сервис, который не может работать так, чтобы персональные данные россиян хранились в России, а шведов — в Швеции», — объяснял собеседник издания. Он отмечал, что устройство архитектуры сервиса для соответствия закону нужно будет полностью поменять, что, в свою очередь, приведет к увеличению расходов.
Последний раз Spotify предпринял попытку запуститься в России в августе 2019 года. Как сообщал тогда «Коммерсант» задержка могла быть связана с глобальными проблемами Spotify с Warner Music. Тем не менее, в конце 2019 года сервис открыл офис в Москве неподалеку от метро «Белорусская» в коворкинге WeWork. По словам резидентов коворкинга, там работают не более десяти человек из команды Spotify. Как писал Forbes, сервис планировалось запустить в России во втором квартале 2020 года, а стоимость месячной подписки на Spotify могла составить 169 рублей в месяц.
Кто составит конкуренцию Spotify?
Крупнейшими конкурентами Spotify в России будут «Яндекс.Музыка», Boom и VK Music холдинга Mail.ru Group и Apple Music. По словам директора департамента ТВ и контента J’son & Partners Дмитрия Колесова, интерес операторов связи к таким партнерствам объясним тем, что этот сегмент в России растет темпами, опережающими среднемировые.
По итогам 2019 года, по оценкам J’son & Partners, аудитория музыкального стриминга в России составила 7 млн подписчиков, хотя всего год назад оценивалась в 4,7 млн. По прогнозу компании, по итогам 2020 года объем этого рынка в России достигнет 10,9 млрд руб., включая платные подписки и рекламу.
Как добавляет основатель агентства Unisound Михаил Ильичев, партнерства с локальными операторами связи при выходе на новые рынки — традиционная стратегия для Spotify. Она позволяет быстрее получить доступ к обширной аудитории, при этом экономя на маркетинге. «Но сложно понять, каким образом МТС сможет продвигать Spotify, имея партнерство с Apple и собственный сервис»,— предполагает он.