Для того, чтобы иметь лучший ресурс в своей нише, находиться на вершине ТОПа — нужно прежде всего знать сильные и слабые стороны конкурентов. По тем, кто уже находится в первых позициях в выдаче определить, что нравится поисковикам в данный момент, что сделать и исправить на своем сайте, чтобы догнать и перегнать.
SEO-аудит сайтов конкурентов — важный этап продвижения. Нужно все: выявление основных запросы, которые используют конкуренты, динамики и факторов роста, ссылочной истории, возраста сайта, его удобство, коммерческие факторы и оптимизация. Основной алгоритм действий при анализе конкурентов, основные сервисы, как платные, так и бесплатные (SpyWords, MegaIndex, Ahrefs, Whois, Bukvarix, Web.archive.org), а также пошаговая инструкция работы с ними — все это разберем подробно в данной статье.
Ищем конкурентов и узнаем их запросы
Конкурентную разведку проще всего проводить, используя ряд инструментов.
Первый — сервис SpyWords — самый простой, платный, но недорогой и очень удобный с точки зрения поиска конкурентов и выявления запросов, по которым они продвигаются как в контекстной рекламе, так и в поиске.
SpyWords: способ № 1
- Итак, заходим в сервис SpyWords, вбиваем в верхнюю поисковую строку запрос, по которому хотим найти конкурентов.
Единственный минус сервиса, что он формально собирает базу по Москве и Питеру. Реально — и по другим городам тоже, однако нужно, чтобы название города было в самом запросе. Например, по запросу «двери» он найдет только московских конкурентов, а по «двери в Уфе» абсолютно нормально находит уфимских.
2. Кликаем «отследить». Открывается страница, которую пролистываем вниз до места «домены по запросу двери в уфе в поиске Яндекс». И в конце этого списка жмем «все домены в органическом поиске Яндекс».
Сервис нашел 50 таких. По Москве их было бы сильно больше, но нам 50 вполне хватит.
3. Выбираем похожие сайты с большим числом запросов домена.
После того, как кликнули на «все домены...», открывается страница, на которой видим наших конкурентов.
Это конкуренты по позициям по этому запросу. Мы это могли и без него посмотреть.
А вот справа в таблице — запросы этого адреса (именно страницы, которая выходит по этому запросу) и всего сайта. Здесь мы видим, например, сайт «ufa.blizkо.ru». Формально — это наш конкурент, но непрямой, так как его нереально выбить другим типом сайта.
То есть Яндекс специально подмешивает в выдачу ресурсы, которые не предоставляют одну услугу, а представляют собой агрегатор. Там часто выходит Авито, blizkо.ru и т.д. И если смотреть на правый столбец, то такие сайты мы взяли бы прежде всего. Однако отметаем их, они не нашего типа. Когда ищем своих конкурентов для того, чтобы увидеть их сильные стороны и подстроиться — то есть догнать и перегнать — тогда такие сайты не берем.
В итоге мы смотрим сайты того типа, что нам нужен. В примере из них лидеры: «Радуга Уфа», у которой гораздо шире ассортимент — то есть там не только двери — и именно дверями занимается «СССР Уфа».
4. Опять возвращаемся к первой странице и вбиваем в то же поле уже не наш запрос, а адрес того сайта, который мы хотим проанализировать (то есть запросы которого хотим украсть).
5. Листаем вниз до «запросы домена cccp-ufa в поисковой выдаче Яндекс», кликаем «Все запросы в органическом поиске». На появившейся странице жмем «Экспорт» и «Полный отчет». Сервис нашел 140 запросов этого сайта.
Таким же образом можно пройтись по каждому сайту из того списка, который мы получили на первом этапе, и вытащить запросы, которые нашел SpyWords.
SpyWords: способ №2
Например, мы хотим продвинуть сайт ufamk.ru. Он был найден на второй странице по запросу «двери в Уфе». Представим, что это потенциальный клиент агентства по SEO-продвижению, который пришел и спрашивает: «А что мне нужно сделать, чтобы подняться на первую страницу по этому запросу и по многим другим?».
- Вбиваем свой сайт все в то же поле, жмем «отследить».
2. Появляется страница, которую листаем вниз до места «конкуренты в поиске для домена ufamk.ru». Жмем «все конкуренты в органическом поиске Яндекса» и получаем список сайтов, но немного другой.
Он отличается, поскольку система в этом случае собирает конкурентов не только по конкретному, а по всем запросам этого домена. В нашем случае — по всем, по которым выходит сайт ufamk.ru. И мы видим, что по нему конкурентов больше. По умолчанию они отсортированы не в порядке популярности, а в порядке уровня конкуренции.
Уровень конкуренции — это насколько их запросы пересекаются с теми, которые анализируем.
Можно пересортировывать — кликнуть по одному из других заголовков, и список отсортируется по нему. Ну, например, по «трафик из поиска»: тогда получим, что наверх будут агрегаторы — то есть в большинстве случаев сайты не нашего типа. Почему? Потому что у них гораздо больше запросов, у них куча трафика не только по той продукции, которой мы занимаемся, но и по другой тоже.
Поэтому рекомендуется оставлять полученную сортировку и уже по ней смотреть, у кого выше значения в колонках «запросов топ-10» и «трафик из поиска».
Когда мы берем в SpyWords уфимский сайт, на «трафик из поиска» ориентироваться не рекомендуется, он не совсем корректен за счет того, что по Москве. А вот по данным из колонок «запросов топ-10», «запросов топ-50» — нормально.
Выбираем здесь лидеров. В данном случае один из них опять cccp-ufa.
3. Далее открываем вкладку «Битва доменов». Здесь наш сайт и двух лидеров из предыдущего этапа вбиваем в верхнюю поисковую строку, жмем «Сравнить». Получаем всю статистику по ним: сколько запросов, есть ли в контекстной рекламе, какие запросы и т.д.
4. Листаем выданную страницу вниз и видим интересную штуку: вкладка «Сравнение доменов в органической выдаче Яндекс». На цветной диаграмме здесь показано пересечение запросов взятых нами трех сайтов.
Кликнув по одному из «шаров», можем посмотреть, по каким запросам выходит, например, сайт cccp-ufa, и не выходят два других сайта. То же самое можем посмотреть и для другого найденного лидера, и для нашего сайта. Кроме этого можем взять запросы, по которым оба эти сайта есть, а нашего нет.
5. Кликаем «Посмотреть все запросы» и выгружаем все три списка. Получаем те ключи, по которым нет нашего, но есть сайты сильных конкурентов. Их нужно будет проверить по частоте, чтобы убедиться, что система не ошиблась. И затем уже можно брать в работу.
Как было сказано выше, SpyWords — платный сервис. Там два тарифа: 4950 и 1950 рублей в месяц. Все, что было описано выше, есть и в тарифе за 1950 рублей. И так как эта работа практически разовая — ее стоит проводить раз в полгода — вполне можно отдать эти деньги, чтобы собрать данные по своим конкурентам.
MegaIndex: способ №3 — бесплатный
Сервис MegaIndex раньше был полностью бесплатным (по крайней мере аналитическая система), сейчас базовый тариф стоит на данный момент 1490 рублей. Но в данной статье рассматриваются тот функционал, который остался бесплатным, и его вполне достаточно для анализа конкурентов.
- Заходим в каталог приложений MegaIndex (ru.megaindex.com/a).
2. Заходим во вкладку «Приложения/Все приложения». Вбиваем в предлагаемую поисковую строку адрес своего домена. Оставляем (или ставим) пункт «Видимость сайта». Жмем «Показать».
3. На следующей странице выбираем регион.
У них лучше база по регионам. Если у предыдущего сервиса Москва и Санкт-Петербург в первую очередь, то здесь есть базы и по другим городам. Кликаем по вкладке «Москва и регионы», открывается список с перечнем регионов, убираем галочку с «Москва», ставим, например, на Уфу.
4. Пролистываем страницу вниз до экрана с графиком — блок «Динамика». Здесь показывается видимость конкурентов по поисковым запросам в динамике. Периодически подглючивает, ее нужно проверять. Но она показывает интересные вещи. Например, анализируемый нами сайт cccp-ufa еще чуть больше года назад был на не слишком хороших позициях, но потом стартанули очень неплохо. И это еще один повод посмотреть, а что же они такого сделали за год, чтобы постараться это повторить.
5. Пролистываем еще ниже до блока «Конкуренты». Здесь примерно те же сайты, которые получили на предыдущем этапе, но с гораздо большей статистикой. Здесь видно, что получает показов в месяц «наш» сайт примерно 586, а у конкурентов: cccp-ufa — 5000, второй конкурент ufa.garden — 2500, dverufa — 2700.
6. Теперь анализируем конкурентов. Возвращаемся на начало и примерно по тому же алгоритму, что со SpyWords, забиваем каждого конкурента в то же поле и смотрим, что у них есть хорошего. Можно посмотреть ссылки на них, по каким запросам они показываются (блок «Популярные ключевые слова»). Чтобы посмотреть полный список, придется покупать платную версию.
Bukvarix.com
Еще один сервис — Bukvarix.com — единственная пока бесплатная, большая и довольно чистая база. У них есть десктопная версия, которую можно скачать и вбивать запросы уже на компьютере, и он выгрузит дочерние запросы для дальнейшей проверки.
А сейчас у них появилась онлайн-версия — beta.bukvarix.com. Вы туда заходите, вбиваете адрес сайта и совершенно бесплатно получаете нужные ключи. Их довольно много, в нашем случае он нашел 834 запроса против сотни запросов, которые дали предыдущие сервисы. Единственное, там есть ограничения по регионам, некоторых из них нет.
Почему они в топе?
Как только мы выявили конкурентов и их ключевые запросы, нам нужно понять, что мы делаем не так, что они на первой странице по многим запросам, а мы нет. И что делаем? Начинаем анализировать:
- ссылки;
- возраст;
- коммерческие факторы (ассортимент как один из сильных);
- поведенческие факторы (удобство сайта);
- и в целом оптимизацию.
Пройдемся по каждому пункту.
Ссылки
- MegaIndex
Отчет по ссылкам в том же MegaIndex можно посмотреть абсолютно бесплатно. Заходим по каждому из этих сайтов, и смотрим, что они делали со ссылками. Это мы смотрим по Ahrefs (чуть позже рассмотрим этот сервис), но по MegaIndex тоже можно.
Видим, что один из наших конкурентов набрал 143 ссылающихся домена. Здесь важно нажать не «Уникальные ссылки», а «По одной с донора». Он покажет, сколько сайтов ссылаются на ваш вне зависимости от того, сколько ссылок стоит на каждом из них. Это важно, так как у вас может быть один сайт, на вас ссылаются «сквозняком», то есть с каждой своей страницы. И тогда статистика покажет резкий взлет, хотя ссылается всего 1 сайт, что не очень полезно.
Таким образом мы видим, что владельцы анализируемого сайта начали закупать ссылки с февраля-марта этого года и SEO-ссылок (тех, которые они покупают) больше половины.
Далее в этом же сервисе можно посмотреть насколько крутой у вас должен быть домен с точки зрения ссылающихся на него. Можно найти через поиск приложений или зайти по адресу MegaIndex.com/a/serpbacklinks. Вбиваете в поле запрос и указываете регион. Выходит табличка, где можно увидеть уникальные ссылки, уникальные домены.
В нашем случае много ссылаются на неинетресные нам blizko.ru и spr.ru, огромное количество ссылок у Авито, который также убираем. Остальные анализируем и выясняем среднее число, которое нужно, чтобы быть в топе. В нашем примере видим, что в топе есть сайты с несколькими ссылками, значит для этой тематики они не так уж важны.
То есть если бы брали нулевой сайт, то ссылки, конечно бы, ставили, но особый акцент на них не делали, так как по нашему анализу видим, что в этой нише допустимо быть в топе практически без них. Впрочем, у сайта, который анализируем, есть ссылочная история.
2. Ahrefs
Следующий сервис — Ahrefs. Он целиком платный, стоит несколько тысяч рублей в месяц. Давайте рассмотрим, как в нем работать.
1) Для начала открываем, в поисковую строку вбиваете адрес домена. Появляется результат анализа, где отображается гораздо более корректная история за несколько лет. В нашем случае — с января 2013 года. Здесь видим, что на анализируемом сайте очень жестили со ссылками — в январе 2013 их было под 600. В дальнейшем уже ссылки только снимали и начали закупать лишь в этом году (это мы видели и в MegaIndex, который собирает статистику за последние год-полтора).
2) Вбиваем в поисковую систему сервиса каждый следующий сайт из тех, что выявили как лидеров ниши, и анализируем.
- Один из конкурентов — dverufa. Видим что он жестко закупался — в 2014 году купил сразу 250 ссылок, потом немного снимал и позже опять закупал. Такая картина характерна для сайтов, которые переходили от одного подрядчика к другому.
Бывают ситуации, когда владелец ресурса сначала работал с оптимизаторами, которые закупили почти 1000 ссылок, потом переходил к другим — и был спад до нуля, а далее опять 500 ссылок в течение 2-х месяцев. Потом подрядчик снова ушел, и вновь спад. И если раньше такие «скачки» были путь нежелательны, но все же допустимы, то сейчас подобное прямо очень плохо. Ссылки нужно и плавно ставить, и плавно снимать.
- Таким же образом анализируем следующий сайт — ufa-guardian.ru. Тоже один из лидеров. По графику видно, что в конце 2015 года они резко закупили 275 ссылок в течение месяца, затем часть сняли, а часть осталась. Нужно изучать, но возможно они отказались от продвиженцев и у них осталась часть вечных ссылок.
- Сайт ufamk.ru. У них было много ссылок, часть они сняли, сейчас их порядка 60. Для теперешнего топа 60 — вполне достаточно, и налегать на ссылки в данный момент не будем.
hСмотрим возраст
Для того, чтобы узнать возраст сайта, можно использовать сервисы:
- Сервисы Whois. Дату регистрации самого домена, доменного имени можно посмотреть у любого регистратора или того, кто регистрирует домен.
Вбиваем адрес домена, он показывает технические данные. Ищем слово created — дата регистрации домена. Но не факт, что это первая регистрация этого домена.
Часто если имя короткое, красивое или распространенное, его перепродают, оно освобождается — его регистрируют. И в этом смысле неплохо воспользоваться каким-нибудь сервисом, который показывает историю. Прямо вбиваете в Яндексе «История Whois», он вам покажет несколько таких, где можно посомтреть, что было до. В большинстве случаев это первое рождение домена, и этой даты хватит.
В итоге мы смотрим даты создания по каждому сайту. Тот, который мы вроде как хотим продвинуть, сайт ufamk.ru, созан в 2010 году. Другие, его конкуренты, 2006, 2007, 2009-го годов. Наш сайт моложе конкурентов, но не критично.
- Webarchive — можно посмотреть дату выкладки сайта.
Заходим, вбиваем адрес сайта, получаем диаграмму. Webarchive — это сервис, который копирует ваши сайты к себе, хранит историю интернета, скажем так. И по нему можно смотреть, кликнув по полученной диаграмме, какая версия у вас была в тот момент. Можно смотреть и свой сайт, и другие.
Видим, что «наш» сайт ufamk.ru был выложен в конце 2010 года, а другие сайты — в другие даты. И они отличаются от даты регистрации, т.е. когда их поймал Webarchive.
Коммерческие факторы. Ассортимент
Дальше мы смотрим коммерческие факторы. Их много, там очень много важных мелочей, например должны быть контакты в шапке, карта проезда, много вариантов связаться с компанией, цены. Не будем подробно останавливаться, рассмотрим лишь один из самых сильных факторов — ассортимент.
Давайте разберемся, как его посмотреть, не заходя на сам сайт: потому что понятно, что анализировать надо сразу много сайтов, и ассортимент сложно оценить — не везде стоят счетчики.
Заходим в Яндекс, вбиваем туда примерно такую конструкцию: url:www.ufamk.ru/* | url:ufamk.ru/* | url:ufamk.ru | url:www.ufamk.ru. И он вам покажет, сколько страниц проиндексировано. У нас нашлось 3000 результатов. Вы все это смотрите по своим конкурентам.
Мы посмотрели и Яндекс, и Гугл. Видим, что у сайта ufamk.ru 2270 (Гугл) и 3000 (Яндекс), у наших конкурентов dverufa.ru очень мало, 131 и 156 соответственно, при этом они очень хорошо себя чувствуют. У других конкурентов ufa-guardian.ru — 2000 и 1100, cccp-ufa.ru — 5000 и 8580. Видно, что наш сайт ufamk.ru находится где-то в середине, и это нормально. По ассортименту особых рекомендаций что-то делать по сайту ufamk.ru нет. Единственное, что это не всегда про ассортимент непосредственно, могут быть мусорные страницы или статьи, и неплохо потом туда заглянуть. Но как предварительная оценка такой анализ вполне подходит.
Поведенческие факторы: usability
Дальше поведенческие. Мы зашли на сайт ufamk.ru и посмотрели, что не так. Ресурс слегка устаревший. Его как сделали в 2009 году, так никто дальше и не трогал. И он с глюками.
Основные проблемы:
- Портянка на главной странице. Вместо того, чтобы показать товар или рассказать о своих преимуществах, у них просто большой текст. Такое уже не работает — и пользователям не нравится, и продвигается плохо.
- Устаревший дизайн с ошибками.
- Нет мобильной версии. На мобильной версии он открывается, но просто обрезается, и людям довольно сложно с ним работать. А это сейчас важно для продвижения.
- Бедный сниппет.
Сниппет — это описание сайта на выдаче. То есть когда вбиваете какой-то запрос, то получаете список сайтов и под каждым из них — краткое описание.
В анализируемой нише у первых на выдаче есть как минимум адрес и телефон. На первом месте по этому запросу стоит сайт, у которого в сниппете быстрые ссылки. Единственное, их нельзя просто прописать, можно только заслужить. Там есть манипуляции, которые можно проводить, чтобы повысить вероятность появления, но появятся они только, когда сайт наберет достаточно переходов по этим разделам внутри сайта, и поисковик это увидит.
На сайте ufamk.ru сниппет некрасивый, спамненький и спамный заголовок «Двери Уфа. Двери межкомнатные Уфа. Двери Уфа. Уфа цены». Так давно никто не делает, и за это можно словить санкции. Они не словили, потому что они на второй странице, а с санкциями были бы гораздо дальше. Но есть все шансы, чтобы словить, потому что сейчас есть алгоритм Баден-Баден, который штрафует за некачественные тексты.
Ошибки оптимизации
- Спамный title, особенно на главной.
- Больше 1000 дублей title. Title — это заголовок самой страницы, он показывается в заголовке окна браузера и на выдаче. У анализируемого ресурса больше 1000 страниц, у которых title повторяется
- Больше 1000 дублей description. Description — это описание страницы, именно он как правило формирует сниппет, поэтому важен.
- Сотни страниц совсем без description.
- Больше 1000 дублей h1. H1 — это заголовок текста на странице.
- Нет ЧПУ(человеко понятный url). То есть нет урла, который написан красиво, например, ufamk.ru/dvery/vhodnye. И тогда это и пользователю больше нравится, и поисковику за счет того, что там ключевые слова в этом ЧПУ. У них же страницы имеют вид ufamk.ru/?p=accessоry&rubric_id=513: то есть параметры, цифры какие-то..
- Сайт не оптимизирован: не оптимизированные тексты, не разбиты на группы, правильные запросы и т.д.
Что нужно исправить?
Анализируем:
- ссылки — тут у них все более-менее;
- возраст — тоже нормально;
- по коммерческим факторам есть претензии, но по основному ассортименту в принципе все окей. Им стоит обязательно сделать аудит коммерческих и определить, что нужно добавить;
- поведенческие факторы — все очень плохо;
- оптимизация — все очень плохо.
И вот с последних двух моментов стоит начинать работать им.
Подведем итоги
Вы прошлись по вашим основным конкурентам, сравнили их по этим только что перечисленным параметрам со своим сайтом, и у вас уже есть список действий, что нужно делать в первую очередь и по каким факторам явно проигрываете. И ваша основная стратегия — выявить главных конкурентов, догнать их по тем параметрам, по которым не догоняете, и потом уже смотреть, что получилось. И от этого отталкиваться.
Нет задачи сразу обогнать, т.к. вы можете сказать, что у вас тексты в 3 раза лучше, чем у них. Но у вас могут быть ссылки, удобства в 3 раза хуже, чем у них. Может быть не оптимизирован сайт, и вам ваши крутые тексты вряд ли помогут.
Один из примеров — это уфимская клиника. Андрей Буйлов работал с ними как раз по такому принципу. Он несколько раз возвращался на выдачу, которая в медицинской тематике довольно быстро меняется, и смотрели, какие сайты сейчас в топе. И подстраивали этого клиента под то, что сейчас есть на поиске. И они довольно слабо росли в первые месяцы, но потом у них начался рост. И сейчас они каждый месяц прирастают и прирастают. Сейчас они удвоились, и по количеству запросов на старте у них был 21 запрос в Яндексе и 13 в Гугле. Стало 202 и 304 на данный момент.