Найти тему
Платформа «Росинфра»

Назло COVID-19: как построить железную дорогу в регионе

Пандемия коронавируса внесла изменения практически во все отрасли российской экономики, в том числе и строительство железных дорог. В условиях секвестра и перераспределения бюджетов всех уровней на более приоритетные задачи единственно возможным вариантом создание такой инфраструктуры, в особенности, необщего пользования, является привлечение частных инвесторов.

Как наиболее эффективно создавать железные дороги для промплощадок, почему РЖД интересны концессии и в чем их особенности в этой сфере, рассказал генеральный директор инвестиционной компании «РЖД-Инвест» Иван Григорович.

После окончания пандемии COVID-19 экономика нашей страны сильно изменится. Несмотря на то, что развитие инфраструктуры останется в числе приоритетных задач, борьба проектов за бюджетные средства будет напоминать «бои без правил». В этих условиях для многих субъектов РФ модернизация и развитие инфраструктуры собственными силами станет трудно решаемой задачей. Произойдёт это вследствие того, что государственные расходы будут направлены в первую очередь на ключевые проекты комплексного плана развития магистральной инфраструктуры, а также на поддержку населения и пострадавших отраслей экономики.

На общем фоне инфраструктурных проектов реализация железнодорожных стоит обособленно, в силу большой капиталоёмкости и специфичности.

Регионы, имеющие особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), открывая новые промышленные площадки или расширяя существующие, зачастую сталкиваются с недостатком, а чаще с отсутствием необходимой инфраструктуры для транспортировки грузов железнодорожным транспортом. Именно наличие такой инфраструктуры становится ключевым фактором при выборе резидентами места локализации своего производства.

Снять все указанные противоречия и создать необходимую инфраструктуру можно с помощью реализации проекта на основе концессионного соглашения. Это беспроигрышный вариант для всех участников: субъект РФ получает необходимую железную дорогу, резидент ОЭЗ (ТОСЭР) – качественную транспортную услугу для решения своих логистических задач, а инвестор в железнодорожную инфраструктуру – качественный проект с управляемыми рисками.

Реализация проектов с использованием концессии позволяет финансировать проект за счет инвестора, при этом позволяя справедливо распределить риски между участниками. Возврат инвестиций осуществляется из денежного потока, генерируемого проектом.

В настоящее время уже заключено два концессионных соглашения с регионами на строительство путей необщего пользования к ОЭЗ в Калужской и Самарской областях, еще один проект находится на этапе подписания в ОЭЗ Свердловской области. Концессионером в трех проектах выступает ОАО «РЖД».

Интерес РЖД в подобных проектах основан на стремлении сделать доступными качественные услуги железнодорожной перевозки для своих клиентов. Успешный опыт в подготовке концессий побудил госкомпанию к поиску площадок для реализации подобных проектов, чем могут воспользоваться регионы, имеющие ОЭЗ и иные промышленные и индустриальные парки на своей территории. РЖД открыто к новым предложениям от региональных властей на заключение концессионных соглашений по железным дорогам необщего пользования.

Особенности железнодорожных концессий

Правильное структурирование сделки и детальная проработка всех вопросов проекта дает гарантии своевременного возврата вложенных средств для инвестора. Стоит отметить ряд аспектов создания промышленных железных дорог на основе концессионного соглашения.

Во-первых, это модель концессии. Проекты строительства промышленной железной дороги для ОЭЗ (ТОСЭР, промпарков), как правило, создаются под гарантии грузовой базы со стороны субъекта РФ. Концессионером может выступить ОАО «РЖД». В данном случае предпочтительный вариант инициирования таких соглашений – это подача частной концессионной инициативы, что значительно сокращает сроки подготовки и реализации проекта.

Во-вторых, создание объекта в рамках концессии дает регионам ряд преимуществ, в частности: финансирование проекта исключительно за счет инвестора; возврат инвестиций из денежного потока, который генерируется проектами резидентов, осуществляющих перевозку по этой железной дороге; упрощение привлечения крупных резидентов в ОЭЗ региона; возможность привлечения средств институтов развития (например, ВЭБ.РФ) на такие проекты в моногородах.

Однако есть несколько вопросов, которые требуют особой проработки. В их числе определение объекта концессионного соглашения, что подразумевает особенности включения в периметр концессии путей общего пользования, не принадлежащих концеденту. Также необходимо учитывать земельные вопросы - правильное включение в периметр концессии земельных участков, не принадлежащих концеденту, но на которых располагается часть объекты концессии. Одним из ключевых вопросов остается наличие грузовой базы для формирования необходимого финансового результата концессионера. Не последнее место занимает и ответственность сторон за разработку проектной документации.

Тем не менее, строительство железнодорожных путей на территории ОЭЗ (ТОСЭР) на основе концессионных соглашений открывает регионам новые возможности для привлечения резидентов, общего роста экономики, увеличения налоговой базы, появления новых рабочих мест. Это серьезные аргументы «ЗА» рассмотренный формат реализации проектов железнодорожной инфраструктуры необщего пользования.

Больше новостей и экспертных мнений о рынке ГЧП и инфраструктуры в нашем телеграм-канале!