Найти тему
aeru

3 малоизвестных фантастических фильма, не осиливших воплощение интересных идей

Эти #фантастические фильмы - один американский и два немецких - привлекли меня интересным замыслом, порой неплохими актерами, и я даже досмотрела их до конца, но некоторое разочарование осталось. Все это можно было сделать гораздо интереснее и зрелищнее, если более четко выразить основные идеи, подчистить пространные диалоги, объяснить основы сюжета и выдать ударный финал.

Впрочем, это лично мое впечатление. Может быть, они вам больше понравились (или понравятся, если решитесь посмотреть).

**************

1. Открытие
The Discovery (2017, режиссер Чарли МакДауэлл)

промо-фото к фильму The Discovery
промо-фото к фильму The Discovery

С одной стороны, триумвират жизнь-любовь-небытие в кино всегда притягателен, по крайней мере для тех, кто об этом иногда задумывается. С другой, именно тут он здорово отдает нелюбимыми мной "Танатонавтами" Вебера, тем не менее куда более детально разработавшими ту же тему. А здесь - кругом недосказанность, оставившая кучу вопросов.

И ладно бы это была самодостаточная красивая сказочка, так нет же, тут лаборатория, тут ученые, желтые комбинезоны и путешествия не только за черту жизни, но и в сознание ушедших.

Уилл едет к папе - ученому и основателю революционной теории - на остров, движимый неясным чувством недовыполненного долга. По дороге знакомится с Айлой. По прибытии пытается донести до папы, что надо прекратить опасные эксперименты, ибо они вызвали сомнительную моду торопиться на тот свет. Только вот достоверной информации, что ждет всех за обещанной гранью, пока нет.
Вскоре, гуляя непонятно зачем (это важно!) у моря, Уилл натыкается на пытающуюся покончить с собой  Айлу, спасает ее и приводит в лабораторию, где таких, как она - целая секта. Верховодит ими, а также изучает их психологическое состояние, ученый папа Харпер, адепт и носитель новой религии.

Авторы пытаются донести до нас гипотезу, что есть не только жизнь после ее окончания, но и параллельные жизни с различающимися на одну татуировку сюжетами. Доносят не очень убедительно, потому что мне не очень понятно, как это все соотносится между собой. Но хоть подобие хэппи-энда приделали, а то столько народу попортили ради своих теорий, страшно сказать.
Собственно, конец мне почти понравился. Есть в нем нечто уравновешивающее всю эту перекошенную, разбавленную вялыми диалогами и перевозками тел туда-сюда историю. Даже можно надеяться, что для кого-то финал вытянет весь сюжет. Но есть в фильме некое "недо-" -
недонаука, недолюбовь, недосмepть, недоблондинка, недооткрытие.

В главных ролях: сильно потрепанный жизнью Роберт Редфорд, регулярно и конкретно рискующий жизнью ради науки; пергидрольная Руни Мара; Джейсон Сигел - в роли сына ученого и друга Айлы.

*********************

2. Юность без бога
Jugend ohne Gott
2017, режиссер Ален Гспонер

промо-фото к фильму Jugend ohne Gott
промо-фото к фильму Jugend ohne Gott

Недалекое будущее. Сильное расслоение общества. Чтобы пробиться в элиту, нужно очень постараться. Молодежь доказывает свой потенциал в летнем лагере с мягким полицейским режимом.
Разбитые попарно ребята проходят испытания на физподготовку, на умение сотрудничать, а заодно на лояльность, хитрость и готовность подставить напарника.
Зак (Яннис Нивёнер) - юноша из богатой среды, потерявший отца, ведет дневник по совету психолога, и эта книжечка почему-то страшно интригует его окружение, случайно узнавшее про него.

Его напарница Надеш (Алисия фон Риттберг) - назойливая и принципиальная в худшем смысле слова девица не так богата, ей важен каждый балл как шанс пробиться, и она то навязывается в спутники и требует содействия, то выслеживает Зака, то крадет и читает дневник, что приводит к нападению Зака и, как следствие, обострению отношений в лагере.

Нам показывают небольшой эпизод, едва ли занявший несколько дней, но показывают не раз, добавляя подробности с точек зрения различных участников действия. Во всей красе мы наблюдаем слежку друг за другом, подставы, доносы и неверно истолкованные конфликты. Но почти каждый участник, преследуя свои цели, совершает и добро, и зло. Всем надо наверх, ибо цена падения велика - короткий момент потери учителем рабочего места весьма нагляден.

Как в
Лобстере, по лесу бегают нелегалы, подбирая выпадающий из граждан лут. Как в 3%, пробиться наверх тебе то ли помешает, то ли поможет наставник, имеющий свои секреты. Перечислять аналогии можно бесконечно.

Но в этом фильме превалируют мотивы неприятия нацизма, крепнущие как вследствие карикатурных перекосов в обществе, так и по причине нелюбви, невнимания, неблагополучия в отдельно взятых семьях.
Экранизация одноименной книги австрийского писателя
Ödön von Horváth, написанной аж в 1937 году, пытается поднять проблемы, актуальные и теперь. Но все-таки есть некое противоречие, создающее странноватое впечатление.
Может быть, не стоило переносить действие в более современные рамки, а
сделать стилизацию под то будущее, которое мог видеть писатель прошлого века. И те эпизоды, которые получились довольно слабыми, вписались бы более гармонично в ту эпоху, когда назревало страшное и пока неведомое.

3. Мы - прилив
Wir sind die Flut (2016, режиссер Sebastian Hilger)

кадр из фильма Wir sind die Flut
кадр из фильма Wir sind die Flut

На минимуме затрат снято что-то слегка фантастическое, но пожалуй, больше философское. Потому что когда встает вопрос "а как это было сделано", в фантастическом фильме положено изложить сколь угодно нелепое, но все же объяснение происходящего. А в таком, как этот, можно просто сказать "я хотел остановить время и научился это делать", прилагая наличие неких математических формул и расчетов, зрителю непонятных. Ну и, чтоб не заподозрили в одномерном примитивном подходе, добавить пространных рассуждений о мироустройстве, немного флешбэков, которые очень сложно отделить от настоящего времени, и перехлестов судеб, которые трудно объяснить.

В одном небольшом приморском городке одновременно исчезли прилив и дети. С тех пор прошло 15 лет, никто ничего не понял, некоторые родители продолжают надеяться и видят отпрысков в любой подходящей заезжей личности, прочие агрессивно относятся к любой попытке что-либо расследовать, а городок отчего-то закрыли от посторонних.

Тем не менее, парочка начинающих ученых пробралась туда под видом курортников, заручилась поддержкой одного или двух местных жителей, а остальных умело восстановила против себя. Заодно и начальство, чтоб были непреодолимые препятствия для научной деятельности. Ребята закинули в подозрительную зону прибоя некий прибор, надели костюмы химзащиты (вообще не поняла зачем) и пошли рисковать жизнью.

Идея детей, которым не нравится их существование, ушедших в другую реальность, не теряет актуальности. Но... уж на что я была настроена все понять, простить и принять, я как-то недопоняла эту историю. Я не люблю пространные философские словеса, а люблю простой конкретный расклад по полочкам. А когда его нет, то люблю искрометность и оригинальность подачи любого абсурдного бреда. Тут нет ни того ни другого, а есть нечто ностальгичное, неторопливое, симпатично снятое и сыгранное, но далеко не то, что может быть высоко оценено.

В общем, это скорее лирическая аллегория, чем заявленная фантастика.
Но, несмотря ни на что, фильм оставил приятное ощущение, какую-то светлую грусть.