Перед посещением Версаля экскурсовод спросила у нашей группы, были ли мы в Петергофе. Услышав единогласный утвердительный ответ, она в умоляющем жесте сложила руки на груди: "Прошу вас, пожалуйста, не сравнивайте версальские фонтаны с петергофскими, иначе вы испытаете жестокое разочарование. Французы для того, чтобы любоваться фонтанами, построили дорогие водовзводные устройства, а гениальный Петр I и не менее гениальные русские инженеры пустили воду самотеком, воспользовавшись силой природы".
Для того, чтобы познакомиться с силами природы, питающими фонтаны Петергофа, я отправилась в Забородье, одну из деревень Ленинградской области.
В пяти километрах от нее расположена деревня Глядино, на краю которой бьющие из-под земли ключи сформировали пруд. С него и начинается самая северная часть водопроводящей системы Петергофа.
Из пруда бурным потоком вырывается Симоновский ручей, который ниже по течению впадает в речку Шингарку (Шинкарку). Она несет свои воды в Старопетергофский канал, откуда через систему прудов-хранилищ они поступают в петергофские фонтаны.
Прогуливаясь по берегу Симоновского ручья в окрестностях деревни Забородье, мы видим ту самую воду, которая бьет из львиной пасти знаменитого "Самсона".
Живописные пороги в русле ручья сложены из известкового туфа - травертина (по-научному - пресноводного травертиноподобного карбонада). За необычную форму его часто называют "северным кораллом".
Этот минерал активно использовался в строительстве в первой половине XIX века. Известковым туфом облицованы наружные стены Казанского собора, из него же выполнены аллегорические фигуры у Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова.
Одним из популярных промыслов местных жителей издревле была "плитная ломка" - заготовка туфа. Заброшенный карьер, разработанный на берегу Симоновского ручья, со временем превратился в живописный пруд.
Благодаря подземным источникам, которые его подпитывают, температура воды даже в летнюю жару не поднимается выше 10-11 градусов. Тем не менее желающие освежиться находятся.
Вода в карьере кристальной чистоты. В местах выхода глубинного радона она отдает бирюзой.
Берега пруда утопают в зелени: среди растений множество "краснокнижных". Такого количества майских ландышей я давно не видела!
В прошлом году территорию вокруг бывшего карьера обнесли забором, на котором появилась табличка "Частная собственность".
Часть пруда отделили искусственной дамбой, из-за чего уровень воды в реке Шингарке поднялся на полметра. Тревогу забили ученые-геологи, которые ведут здесь научные наблюдения. Благодаря их вмешательству, удалось предотвратить строительство очередной базы отдыха у ручья, входящего в водопроводящую систему Петергофа.
Неподалеку от деревни Забородье находится деревня Вильповицы, куда можно отправиться на поиски трилобитов.
О карьере в Вильповицах, где были вскрыты ордовикские известняки, я сняла небольшое видео.