Найти тему
Словодел

Убыточный проект: речной путь между Польшей, Беларусью и Украиной в обход РФ столкнулся с проблемой

Мечты о соединении Балтийского и Черных морей в обход России существуют уже с времен Речи Посполитой, и долгое время оставались только проектом на бумаге. Однако после распада СССР об этой инициативе вновь заговорили, и на это повлияла не необходимость в новом торговом пути, а политическое желание доказать свою независимость. Но перспективы этого проекта очень туманны, поскольку западные инвесторы, Евросоюз и национальные правительства не хотят вкладывать миллиарды в бессмысленный проект.

Проект E-40 или так называемый «великий речной путь» представляет собой судоходную трассу длинной 2 тысячи километров, при этом Польша, Украина и Беларусь должны создать общее торговое пространство. То есть проект предполагает ярко выраженный политический характер, и с точки зрения экономики практически бессмысленен.

-2

В 2018 году были согласованы мероприятия по улучшению судоходства на реках Днепр и Припять для реализации проекта «великого речного пути». За несколько лет было осуществлено рекордное количество дноуглубительных и дноочистительных работ, соответствующее заявление было сделано Администрацией морских портов Украины. Однако, по мнению американского Джеймстаунского фонда, перспективы этого проекта очень сомнительны.

«Уровень воды в украинских реках и водохранилищах является самым низким с тех пор, как в 1885 году начали осуществляться соответствующие замеры».

В действительности большинство рек настолько обмелели, что по ним уже сейчас баржи с грузом не могут либо совсем пройти, либо вынуждены загружаться только на половину мощности. К этой проблеме добавилась аномально теплая и бесснежная зима. Поэтому все отчеты о рекордных работах видны только на бумаге, в реальности же реки стремительно заиливаются и мелеют.

«Водная трасса Е-40 по целому ряду причин рискует превратиться в "долгострой"»

«Ахиллесовой пятой» проекта является участок в акватории Припяти, который проходит через чернобыльскую зону. Экологи считают, что дноуглубительные работы в этом месте чрезвычайно опасны и грозят серьезными экологическими последствиями.

«Из локального Чернобыля мы можем необдуманными, не взвешенными, популистскими решениями превратить всю страну в Чернобыль», — предупреждал глава Национального экологического совета Украины Александр Чистяков.
-3

До пандемии коронавируса проект оценивался в 12,7 миллиарда евро, и основное финансирование было выделено из европейских фондов. Однако сейчас кризис расставил свои приоритеты, и сомнительный речной коридор находится в списке даже не средней важности, среди отраслей, требующих финансирования.

Поэтому инвестиции будут пытаться найти среди частников. Но для частных спонсоров финансовая выгодна еще сомнительней. Кроме того, Польша и Беларусь не являются частью одного политического блока, что не дает инвесторам какой-то уверенности.

Поэтому изначально эта мечта «о великом речном пути» так и должна была остаться мечтой. Однако политические амбиции заинтересованных лиц зачем-то продвигают этот проект, как что-то грандиозное, чтобы выбить очередной бюджет, откаты от которого осядут в их карманах.

Ставь лайк, комментируй и не забудь поделиться ссылкой с друзьями в соцсетях.
Подписывайся на наш канал в Дзене, чтобы не пропустить свежие статьи на самые актуальные злободневные темы.
Присоединяйся к нашему комьюнити в Telegram и ВК.
Заходи на наш сайт и будь в курсе последних событий в России и мире.