Найти в Дзене
ТОПчик

Рубль теряет опору. Что ждет россиян на выходе из пандемии?

Россия постепенно отказывается от карантинных ограничений, власти обсуждают план восстановления национальной экономики. Пора ли россиянам в связи с этим задуматься о покупке долларов и евро? В пятницу, 5 июня, в США вышла майская статистика по рынку труда. И цифры там оказались неожиданно хорошими. После апрельского провала – на пике карантинных ограничений американская экономика в несельскохозяйственном секторе потеряла более 20 с половиной миллионов рабочих мест – аналитики предсказывали, что сокращение занятости продолжится и в мае. Опрошенные Reuters эксперты сошлись на том, что США недосчитаются еще 8 миллионов работников, эксперты Bloomberg назвали цифру 7,5 миллионов. Но вместо этого в мае безработица снизилась. Занятых в несельскохозяйственном секторе стало на 2,5 миллиона больше. Уровень безработицы с рекордных со времен Великой депрессии почти 15 процентов не вырос до ожидаемых 20, а снизился до 13 с небольшим. Это стало главным доказательством того, что американская экон

Россия постепенно отказывается от карантинных ограничений, власти обсуждают план восстановления национальной экономики. Пора ли россиянам в связи с этим задуматься о покупке долларов и евро?

В пятницу, 5 июня, в США вышла майская статистика по рынку труда. И цифры там оказались неожиданно хорошими. После апрельского провала – на пике карантинных ограничений американская экономика в несельскохозяйственном секторе потеряла более 20 с половиной миллионов рабочих мест – аналитики предсказывали, что сокращение занятости продолжится и в мае. Опрошенные Reuters эксперты сошлись на том, что США недосчитаются еще 8 миллионов работников, эксперты Bloomberg назвали цифру 7,5 миллионов. Но вместо этого в мае безработица снизилась. Занятых в несельскохозяйственном секторе стало на 2,5 миллиона больше. Уровень безработицы с рекордных со времен Великой депрессии почти 15 процентов не вырос до ожидаемых 20, а снизился до 13 с небольшим. Это стало главным доказательством того, что американская экономика восстанавливается.

На этих новостях фондовые индексы по всему миру взлетели. Американский индекс широкого рынка S&P500, кстати, почти компенсировал все свои потери и вырос в полтора раза с минимальных значений второй половины марта. Так что впору снова говорить о надувшемся пузыре, прорвать который может любой негатив.

Есть в этом росте и своя "ложка дегтя". Для покупки акций и других обремененных риском активов инвесторы избавляются от американского госдолга. Доходность казначейских облигаций в минувшую пятницу резко выросла. А это значит, что обслуживание госдолга стоить будет дороже. Темпы восстановления реальной американской экономики далеки от того V-образного сценария, который демонстрирует фондовый рынок. Так что очередная волна распродаж и бегства от рисков во второй половине года выглядит почти неизбежной. Что станет поводом – вторая волна пандемии, торговая война или экономические последствия протестов и беспорядков в США, – не так важно. Главное, что почва для очередного биржевого краха подготовлена.

-2

Резко, больше 5 процентов, прибавила в пятницу и нефть. Сорт Brent дошел до 42,5 долларов за баррель. Цифра, кстати, для России поворотная. Выше этого уровня Центральный банк должен прекратить продавать валюту из средств Фонда национального благосостояния, чтобы компенсировать выпадающие нефтегазовые доходы бюджета. Покупки были вызваны еще и тем, что в субботу, 6 июня, прошло очередное заседание ОПЕК+, в ходе которого соглашение о сокращении добычи было продлено еще на месяц. России и Саудовской Аравии удалось выбить из стран, не соблюдавших квоты, обещания не только сократить добычу до требуемого уровня, но и компенсировать майское превышение.

Если цены на нефть не упадут и в июне средняя цена будет выше 42 долларов за баррель, то доступ к деньгам Фонда национального благосостояния Министерство финансов России потеряет. Так работает бюджетное правило. Однако нефтяных денег бюджет все равно недосчитается из-за того, что нефти российские компании добывать будут меньше. Придется больше занимать на рынке. А вот с этим у Минфина могут начаться проблемы, причем довольно скоро.

Последние два месяца российская экономика пребывала в карантинно-коматозном состоянии. Розничная торговля, если не считать продажу продуктов питания, рухнула на две трети. Перемещение российских граждан за пределы страны и обратно практически прекратилось.

-3

Однако все эти факторы постепенно перестают работать. Непродовольственная торговля открыта, и импортеры могут снова появиться на рынке, откуда с высокой долей вероятности постепенно будет уходить Банк России – нефть-то подрастает. Более того, если средняя цена июня будет хоть немного выше пятничной, продажи валюты сменятся покупками.