Цветок папоротника
Где-то там, вдали, мелькал слабый красноватый огонек. Манил, дрожал разжигал в груди надежду. Ясна шла по ночному лесу, по ей одной ведомой потайной тропе. «Лес-батюшка, березки-матушки, оберегите, присмотрите за мной. Не дайте лешему меня заплутать, в болото заманить», – шептала она тихонько, осторожно ставя меж корнями маленькие ножки в кожаных башмачках.
Эти башмаки, прочные, красивые, с пряжками в виде кованых солнышек, подарил ей Вячко. Подарил и сказал, что раз обновка на ноги пришлась впору, значит, и на руку подойдет обнова. Ясна улыбнулась на ходу – не иначе жених делает ей обручальный перстенек, будет сватать ее после Купальской недели. Паренек хоть и молод, а уже прославился в ближайших селах как золотых и серебряных дел мастер. Ковал богатые наборные пояса, девичьи подвески о семи лучах, пускал хитрое узорочье по гривнам. Люди работу его хвалили, да вот беда – бедность. Чтоб дело пошло, набрать бы ему самоцветов, да хоть серебряной и медной руды немного. Ан не на что.
Совсем не зря оказалась Ясна в лесу в эту короткую и светлую июньскую ночь. Ведь всякий знает, что лишь раз в году цветет перунов цвет, иначе говоря, папоротник. А счастливец, который найдет и сорвет тот цветок-огонек, будет счастлив и богат навеки. А еще в их краях старики говаривали, будто цвет не всякому в руки дается, так и норовит ускользнуть. А пуще всего любит девиц молодых да чистых сердцем.
Не всякая девушка решится забрести одна в густую, непролазную чащу. Ясна ничего не боялась, по лесам вокруг родного села Съянова, что на реке Пахре, ходила свободно, как по отцовской избе. Во многом и потому, что в темноте она видела не хуже кошки. А пуще всего ее подгоняло желание помочь любимому Вячко: вот найдет заветный цветок, отдаст ему, и смогут они наконец быть вместе. А пока отец, хоть и знает про их любовь, своего дозволения на свадьбу не давал. Мол, беден да молод твой жених. Пусть себя покажет в деле, тогда и решать буду.
С такими размышлениями дошла Ясна до тихого лесного родника, бьющего меж корнями поваленной бурей сосны. Присела, зачерпнула ладонью чистой ключевой воды, напилась. Подняла глаза – так вот же он, перунов цвет! Сияет теплой звездочкой среди густой травы.
Протянула руку – горяч, а не жжет. Цветок и срывать не пришлось, сам, будто ручной, прыгнул в ладонь. Ясна бережно спрятала его в холщовый мешочек на шее, встала, поклонилась земным поклоном, поблагодарила лес за доброту. Да просто так не ушла, оставила в ответ на щедрый подарок отдарку, завязала на тонкой березке свой вышитый поясок. Мать и отец ей всегда строго внушали: ничего за так ни у кого не бери. Не можешь вернуть сторицей, хоть чем-то отдарись, иначе не впрок пойдет такой подарок.
Обратный путь показался девушке втрое короче, летела она по тропинкам так, что и ноги как будто не касались земли. Успеет обратно до рассвета – отдаст Вячко лесной цвет.
Вот и опушка, совсем скоро она будет дома. Но что это, среди кустов светлеет чей-то сарафан. Это же Голуба, ее лучшая подруга и младшая сестра Вячко! Только она знала, куда отправилась Ясна этой ночью. Что-то случилось, не иначе…
– Ясна, миленькая, беги быстрее домой, тебя ищут, всё село обегали. Там… Там твой отец…
– Что с ним?
– Ночью на него хвороба напала. Умирает.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ: