В старших классах нас иногда использовали как рабочую силу - мы сажали ёлки в питомнике, помогали селянам собирать урожай кормовой свеклы.. Нашей школе повезло с этой свеклой - она была огромная, почти целиком торчала из земли, оставалось просто вытащить эту свеклу за волосы из земли и складировать в круговые бурты. Потом мы садились вокруг этих гуртов и не спеша очищали свеклу от ботвы - лафа!
К чему я это? Другим школам повезло меньше - их посылали на картошку, собирать которую было гораздо тяжелей! Бедолаги, им нужно было идти за трактором, собирать с пашни картофель, которого было очень много, очищать от земли, потом ведро опрокидывать в кузов трактора...короче, тот еще геморрой!
Мы же, вальяжно расположившись вокруг куч свеклы, сложенных в 3-4 этажа по кругу, вели неспешные философские беседы на всякие отвлеченные темы. Кто работал сидя, кто стоя - кому как нравилось. Обработанные корнеплоды бросали в центр гурта.
Ботву мы отрезали огромными ножами - аналогами мачете. Вы видели когда-нибудь мачете? Вот и я тоже.. Время от времени, пока классная не видела, мы открывали ураганный огонь с помощью ножей и ботвы! Ботва имела мясистые стебли и служила отличным материалом для стрельбы. Выглядело это так - в левой руке вертикально зажимался нож, лезвием вверх. Рука вытягивалась вперед прямо перед собой, в правую же за огромные лопухи бралась ботва. Потом нужно было стать боком к цели, и резким движением ударить стеблями по лезвию ножа. Стеблей было много и в направлении противника вылетала целая очередь! Ботва постепенно укорачивалась, и тогда нужно было перезаряжать - в ход шел следующий боезапас..
Обед все брали с собой - сладкий чай в бутылке ( с молоком или без), вареные яйца, огурцы, помидоры, картошечка, бутерброды.. Разбивались на кучки по интересам и неспешно вкушали. Именно вкушали, чтобы продлить это чудесное время обеда!) В своей кучке стол становился общим - все выкладывали все продукты на импровизированный стол, кроме напитков.. На время обеда заключалось перемирие и огонь не открывали. После обеда все брели по своим делам в ближайший лесочек - девочки налево, мальчики направо. Задумчиво курили, беседовали.. В конце дня сигареты заканчивались у всех, и мы бродили по полю, выискивая бычки).
В классе седьмом нас повели на местную гору сажать елочки. Гора было абсолютно лысая, так что мы понимали необходимость и полезность нашего труда. Теперь там густой хвойный лес. Г - гордость).
На уроках труда было интересно, мы вытачивали какие-то ключи, делали табуретки, сверлили, точили. У нас были станки - сверлильный, точильный, деревообрабатывающий и даже токарный! Что волосы нужно убирать под головной убор при работе на станках - я лично зарубил сразу на носу! После того, как наш трудовик рассказал , как у одного нерадивого ученика волосы намотало на шпиндель токарного станка... Вообще это были очень полезные уроки, наверняка многим пригодилось в жизни. Девчонки наши, понятное дело, занимались всякой фигней - готовили, вышивали, пекли, обметывали.. Ладно, шучу. Они тоже много чему научились). Надеюсь)
По праздникам мы всей школой ходили на демонстрации - 1 мая и 7 ноября. Явка была строго обязательна. Нам раздавали какие-то транспаранты, с которыми нужно было пройти мимо трибун у памятника Ленину и потом отнести их в школу. В те годы памятник вождю мирового пролетариата находился на центральной площади любого города.. Тащиться после демонстрации в школу никто не хотел, поэтому вручение их утром конкретному ученику напоминало какой-то квест, типа " поймай и заставь взять это, угрожая короткой расправой в случае отказа"). Наша классная лютовала.. Но это еще не всё! После окончания парада, так как транспарант несли двое, кому-то из двоих нужно было отнести его в школу. Делать это, как я уже говорил, никому даром не было нужно.. Поэтому выигрывал тот, кто говорил - подержи, я сейчас, - и растворялся бесследно в толпе. И это был не я. Те, кто нес одиночные плакаты или флаги, обреченно брели после демонстрации в школу.
Однажды в младших классах 7 ноября нас повели на демонстрацию, как обычно. Идти до исходной позиции примерно полчаса, но там мы встали наглухо, ожидая, пока пройдут другие. Погода была мерзкая, холодно, еще дождь начался мелкий.. А мы такие в футболочках и кедах, с шариками и флажками. Замерзли, короче. Тогда я схватил воспаление легких - и до сих пор это сказывается, зараза..(
Поездка в Ульяновск. После того, как наш класс собрал больше всех металлолома, мы поехали в г. Ульяновск. Выделили нам целых три дня на разорение города! Ехали мы в плацкартном вагоне, и мне почему-то показалось, что другие (нормальные ) пассажиры были не очень-то рады нашему соседству.. Мы ежеминутно ходили за чаем, в туалет, в тамбур, в гости к друг другу, и от ощущения свободы и новизны ощущений разговаривали очень громко). Не так давно ехал в поезде - ничего не изменилось! Дети всё такие же. Но я принимал это как должное - сами такие были..
По прибытии в славный город Ульяновск вместо гостиницы нас поселили почему-то в спортзале школы, которая во время каникул пустовала. Постелили нам маты, откуда-то принесли подушки и одеяла. Даже белье выделили!) Но мы не сильно огорчились - молодость же..
До сих пор помню это ощущение весны в незнакомом городе, ручейки, ослепительное солнце, это мягкое весеннее тепло, лужи в корочках льда и воздух! Какой же был тогда воздух! Ну да, и трава зеленее). Жаль, не вернуть никогда те ощущения детства и юности. Жаль.
На следующий день нас повезли на экскурсию на мемориал Ленина. Мы были ошарашены этим огромным пространством, красивым видом - река Волга даже была видна. Мы бродили по этому огромному комплексу, к концу дико устали, и мой одноклассник грохнулся в обморок. Мы все испугались не на шутку, особенно учителя. Но ничего, обошлось.
Потом мы еще ездили в какие-то музеи, посещали разные местные достопримечательности. Но мне они не запомнились ( было неинтересно), зато запомнилось мне посещение центрального универмага. Там у меня случился приступ клептомании - я стырил штук пять мелких игрушек. Было страшно, но на кассе я смог унять мандраж, и меня не поймали с поличным. Зачем я это сделал - не знаю. Адреналина не хватало? Скорее глупость. Я был глупым - так и запишите! Впрочем, с тех пор я не сильно то и поумнел!) Но не ищите меня, не ищите - вам не удастся привлечь меня к ответственности - за давностью лет.. Давно это было.
А вы помните что-нибудь из школьной жизни? Поделитесь своими воспоминаниями, ставьте лайк и подписывайтесь!