Найти в Дзене
Аналитический портал

Когда сотрудник оказывается "миной замедленного действия"...

Об этом редко кто из руководителей задумывается заранее. Всю "прелесть" ситуации прочувствовали только те, кто попадал в подобную ситуацию.

Фото с Яндекс.Картинки
Фото с Яндекс.Картинки

Ваш бухгалтер внезапно увольняется и пока вы ищете замену покидает вас и ваш бизнес. Новый сотрудник выходит на работу, открывает базу и хватается за голову: оборотно-сальдовая ведомость, пестрящая краснотой, остатки, которые не сходятся даже по расчетному счету и кассе, материалы проходят по базе одной строкой, без разбивки по номенклатуре, вообщем ужас...

Конечно, вы не проверяли своего бухгалтера, это и невозможно без наличия специальных знаний, да и вообще, до бухгалтерии ли, когда все силы уходят на клиентов -менеджеров -продукты-стратегии и прочее. А бухгалтер - она что? Приходила, сидела, работала...

О том, как работала, вы узнаете только когда уже стало поздно.
А что может случиться?

Да все что угодно, начиная от блокировки расчетных счетов и требований от налоговой до штрафов -пени -проверок. Или вы обойдетесь "малой кровью"- вам придется просто заплатить за восстановление учета.Если не дешевле окажется открыть новое юр лицо.

Я сразу оговорюсь - есть реально сильные, грамотные, высококвалифицированные бухгалтера, которые любят свою работу и делают ее "на отлично". Если у вас такой -держитесь за него, такие специалисты, они буквально на вес золота!

Но возможно вы окажетесь среди того подавляющего, увы, большинства, кому не повезло...

Причины.


Ответ на вопрос "почему так получилось?" надо найти обязательно. Это поможет вам избежать ошибок в будущем.

Фото с Яндекс.Картинки
Фото с Яндекс.Картинки

Теряетесь в догадках?
Я подскажу возможные варианты:

1. Размер заработной платы.

Вам размер з/п бухгалтера казался очень даже нормальным. И вы были уверены, что найдете сотрудника за эти деньги. И нашли. Однако бухгалтеру ваше предложение показалось весьма скромным, поэтому она работала ровно столько, сколько считала "справедливым" за эти деньги.

Увы, вашу базу она вела "задней левой ногой".

2. Дополнительный объем работы.


Постепенно и незаметно вы "навесили" на сотрудника дополнительные обязанности, о которых не договаривались при его приходе на работу.
Сотрудник промолчал, но стал недобросовестно выполнять основной объем работы.

И швец, и жнец, и на дуде игрец...

3. Низкая квалификация.

Фото с Яндекс.Картинки
Фото с Яндекс.Картинки

Проверить квалификацию бухгалтера неспециалист в бухгалтерии не сможет. Более того - и специалист не всегда это сделает. И у меня, и у моих коллег есть такой печальный опыт, когда сотрудники показывали прекрасные результаты тестирования на собеседовании по части знания проводок и решения кейсов. Однако теория не у всех идет рука об руку с практикой. В боевых условиях работе они оказывались абсолютно ни о чем...

Несмотря на то, что специалистов на рынке - тысячи, выбрать из них достойного кандидата очень непросто. Минимум 1/3 соискателей отпадает на этапе прочтения резюме -слишком уж невнятные в части описания опыта работы.
Еще 1/3 - с опытом совершенно в другой области.
У вас остается всего 1/3 кандидатов, и это в лучшем случае!

И дай-то Бог 10% из оставшихся смогут хоть как-то написать проводки, ответить на профессиональные вопросы и продемонстрировать адекватность.

Вообщем кандидатов много -а выбирать не из кого...

4. Отсутствие мониторинга законодательства.
Отсутствием этого необходимого навыка бухгалтера грешат часто.
Меня просто вымораживают вопросы на форумах: "А как лучше сделать, вот у нас такая ситуация... " и все начинают давать советы кто во что горазд.
Есть Налоговый кодекс, есть комментарии к нему, есть законы и судебная практика. Ответы на вопросы надо искать там, а не на форуме. И там же следить на изменениями законодательства.
Если ваш бухгалтер ищет ответы на вопросы на форумах, а не в первоисточнике -
вы в зоне риска.

5. Отсутствие контроля.

Фото с Яндекс.Картинки
Фото с Яндекс.Картинки


Парадокс ситуации заключается в том, что мало того, что руководитель не разбирается в учете, так еще и никаким образом проконтролировать бухгалтера не может.
У менеджеров есть план- на год/квартал/месяц/неделю. Т.е. уже спустя неделю вы можете составить мнение о том, как работает ваш менеджер.
Также легко проконтролировать технического специалиста, который выезжает к клиенту. Если после его визита звонит разгневанный клиент, либо летят рекламации -все понятно.
Если ваш проект не движется, а буксует на месте, если вы не укладываетесь в реперные точки - вопрос к проектному менеджеру. Да и обратная связь от клиента, как правило не заставляет себя ждать, если что-то идет не так.
А вот в случае с бухгалтером, финансистом осуществить контроль таким образом не удастся...
В условиях удаленной работы вероятность снижения качества работы возрастает: контроля совсем нет, даже визуального, а домашние дела, борщи, уроки - делать надо.

И бухгалтер это прекрасно понимает!

О том, как предотвратить риски и предугадать возникновение проблем - в продолжении статьи, на следующей неделе!

Как начать понимать и контролировать бухгалтерский учет за 20 минут -читайте здесь

Продолжение статьи о том, что делать чтобы избежать проблем и не обращение внимания на какие "звоночки" чревато проблемами -читайте здесь.

...и Продолжение следует.