Для большинства семей этот учебный год оказался непростым. Наконец-то можно с облегчением выдохнуть – каникулы начались! С другой стороны, некоторые родители обеспокоены, что дети "расхлябаются", разленятся и "испортятся" от пустого времяпровождения. Так ли вредны перерывы в продуктивной деятельности, и какую деятельность можно назвать пустой – попробуем разобраться.
О пользе скуки
Я наблюдаю, как семьи заполняют дни своих детей множеством занятий. Они объясняют это, как правило, двумя причинами:
- во-первых, хотят обеспечить навыками для будущей взрослой жизни, дав ранний старт для успехов в школьных дисциплинах;
- во-вторых, опасаются деградации от того, что ребёнок на каникулах будет всё свободное время проводить за экранами мониторов.
Современное поколение избаловано обилием развлечений и лишено очень важного, часто утраченного чувства – скуки (которую, кстати, многие дети совершенно не могут выносить). Прежде чем продолжить чтение, ответьте себе на один простой вопрос – что полезного может быть в скуке?
Из состояния скуки рождаются самые незабываемые приключения! Скуку современного человека (не забывайте и про взрослых) крадут многочисленные источники стимуляции: социальные сети, видеоигры, серфинг в интернете, общение в чатах, торговые центры и так далее. Эти фабрики развлечений истощают творческий потенциал наших детей: полученной информации гораздо больше, чем времени на её осмысление. У них попросту не остается времени и места для собственных свершений.
Детям нужно в жизни свободное время, когда им “нечем заняться”!
В моменты скуки проявляются их интересы, предпочтения, идеи, мнения, приоритеты, способности, цели и стремления. В итоге, они начинают осознавать, кем являются и во что верят. Именно поэтому подростки так часто занимаются "пустой ерундой", много времени проводят в одиночестве, либо не делая совсем ничего, либо занимаясь чем-то бессмысленным и бесполезным (по мнению родителей) .
Наша первостепенная задача во время каникул дать отдохнуть нашим детям от постоянной работы "на результат", всеобъемлющего оценивания. Время быть собой, экспериментировать, познавать свои возможности и ограничения.
Летние каникулы – время, когда давление школы ослаблено, это время для родителей, чтобы зажечь и поддержать индивидуальность и вновь пробудить в детях естественное стремление изучать и исследовать.
Расскажите в комментариях, как вы проводили в детстве летние каникулы?
Автор статьи: психолог Людмила Якупова
Другие статьи блога "Психология счастья" на Уфамаме:
Деревня привязанностей.
Как устроены наши дети.
Про слёзы и адаптацию.
Искусство быть счастливым.
Как формируется привязанность.