Каждая мама хотела бы быть хорошим коррекционным педагогом для своего ребенка. И я утверждаю, что это нетрудно, учитывая индивидуальные особенности именно вашего сына или дочки, организовать для него доступную среду. При этом даже не требуется богатый педагогический опыт.
Важно знать некоторые алгоритмы, используемые в работе опытными педагогами. Например, алгоритм по структуре занятия, которое должно быть для ребенка-дошкольника не более 10 минут, а для школьника – не более 20 минут. А далее так,
1. Ритуал начала занятия 1 (3) минуты.
2. Этап формирования мотивации 1 (3) минуты.
3. Целеполагание – основная цель занятия 2 (5) минуты.
4. Актуализация знаний ребенка 1 (5) минуты – из повторения.
5. Активная развивающая деятельность 1-2 упражнения подвижной игры 2 (6) минуты.
6. Рефлексия – ритуал окончания занятия 1 (5) минуты.
7. Домашнее задание 1 (3) минуты.
То есть, 10 – 20 минут, всего, требуется для полноценного коррекционного занятия! В неделю предлагается 2 занятия, 8 занятий в месяц достаточно.
Алгоритм по тематике (сюжету) занятий. В зависимости от того, какая тема «горит», то есть требует обратить на нее внимание именно сейчас, ее и запускаем в работу. Если мама с особенным ребенком сидит дома и занимается сама, то можно предложить такой алгоритм домашнего обучения:
Сентябрь – домашние животные;
Октябрь – овощи - фрукты;
Ноябрь – цвет – форма;
Декабрь – дикие животные;
Январь – сказки – величина;
Февраль – Я/семья;
Март – времена года/одежда;
Апрель – насекомые – птицы;
Май – деревья – цветы;
Июнь – транспорт – рыбы;
Июль – грибы – ягоды;
Август – игрушки – мебель.
Этот алгоритм может быть изменен родителем по своему желанию. Но основная идея, что все 12 месяцев в году проходит обучение, так как возможность занятий с ребенком с ограничениями здоровья есть уникальная система организации домашних занятий по обоюдному желанию.
Следующий алгоритм – алгоритм по отработке навыков. Заключается он в том, что в детском возрасте есть определенный набор навыков, который согласно возраста, должен быть отработан. Какие это навыки?
- Развитие крупной моторики и физических навыков;
- Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия;
- Развитие бытовых навыков (навыков самообслуживания);
- Развитие речи и слухового восприятия;
- Развитие зрительного восприятия и общения;
- Развитие эмоций;
- Адаптация к новым условиям, развитие навыков социализации.
Какими бы ни были болезнь или нарушение развития у ребенка, он – ребенок, и нам хочется, чтобы многие навыки были сохранными, и мы сделаем все, чтобы компенсировать неразвитые или утраченные навыки у нашего любимца.
Если бы ваш ребенок посещал образовательное учреждение, то у него каждую неделю были бы занятия, причем, периодически повторяющиеся. Например, каждую первую неделю месяца – лепка, каждую вторую – аппликация, каждую третью – рисование, четвертая неделя – пальчиковая гимнастика (массаж). Если в неделю мы возьмем 2 занятия лепкой, то первое будет по обучению, а второе – повторение и закрепление пройденного.
Только вам решать, сколь раз необходимо закреплять тему, только вы – лучшие учителя для своих детей.
Занятие с особенным ребенком требует терпения и выдержки, но систематический труд по развитию навыков всегда приносит успех, пусть не сразу и не такими семимильными шагами, но он обязательно будет.
Верьте опытным педагогам, начинающим с малого и достигающим результат! Мы с вами и мы вам поможем стать коррекционными педагогами для своих детей.
Автор статьи: Калугина Татьяна Валентиновна, педагог-психолог МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г.Перми