И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.
Откровение Иоанна Богослова, 9:16.
Всем доброго дня! Недавно я вспоминал кинофильмы начала 2000-х, что сильно впечатлили меня в юности. В доинтернетную эпоху, когда единственным источником кино для меня был телевизор.
И вот, однажды вечером переключал каналы и вдруг набрёл на ТВ 3 (ох и яркий у него был логотип в ту пору!). Шёл фильм без начала, но я не мог не посмотреть на ЭТО! На экране была окопная, траншейная война. Первая мировая. С этой секунды и до конца фильма оторвать меня от экрана было невозможно. Смотрел, затаив дыхание.
Ибо ни один период мировой истории не поразил меня так, как война 1914-1918 годов. В школе я просто обалдел, прочитав о миллионных потерях, о газе, о траншеях и воронках. Масштабы бойни меня просто раздавили. И в то же время пробудили жгучий интерес. Надо учитывать, что в моём посёлке тогда маловато было книг по теме. А потому многое, увиденное на экране, было для меня просто Праздником Познания. Страшным Праздником.
Фильм смотрел без начала, а на другой день почитал программу телепередач и узнал, что то был фильм ужасов "На страже смерти". Вот так!
Что можно сказать об этом фильме? Это уже классика. Прекрасная картина, наглядное пособие по истории. Мистика, конечно, хоррор. Но хоррор чрезвычайно детальный, показывающий в мельчайших подробностях реалии той войны. Оружие, быт, униформу. Всё это в грязи. Трудно даже поверить, что человек может жить НЕДЕЛЯМИ в ТАКОЙ грязи!
Это история о горстке британских солдат в 1917 году, что выжили в ночной атаке и заблудились в мистическом тумане. Оказавшись в каком-то пустынном месте. На первый взгляд, траншея как траншея, но вскоре солдаты и их командир начнут понемногу понимать, что имеют дело с чем-то сатанинским.
Всё в фильме серое. Ну или почти всё. В серой грязи тонут живые и мёртвые и уже не отличишь первых от вторых.
Порою кажется, что вернулись Средние века. Но нет, это XX век. Наш, родимый.
Кстати, кроме потрясающей совершенно дубины с гвоздями, меня впечатлил впервые увиденный мною пистолет-пулемёт Бергмана, MP-18. Что он так называется, я узнал много позже. Но в тот момент вдруг понял, насколько это было недавно. Очень уж современный у оружия вид:
Про этот фильм даже и не скажешь, что он "демонстрирует сцены насилия". Он сам и есть концентрированное, чистое, без примесей, самое настоящее насилие. Авторы картины не только не старались сгладить острые углы или избежать жестоких сцен, но напротив - взяли и прямо показали, как режут, протыкают тело, разбивают череп, снимают скальп.
Фильм о чём, в сущности? О том, насколько тонок этот слой человеческой культуры. А под ним - пещерный человек, дикарь, яростный кровожадный зверь. И всё же даже в этом проклятом месте всё равно кто-то умудряется не сойти с ума и не превратиться в чудовище. Не осатанеть.
Актёры, кстати, превосходно подобраны. Надо же было найти такие лица! Полные первобытной злобы головорезы:
Священник, что продолжает верить:
Офицер Его Величества, что искренне выполняет свой долг:
Загадочный немец (кто он? Человек ли? Добрый дух в человеческом обличье? Нет ответа):
И уж этого-то беднягу вы не забудете! А почему? Посмотрите и узнаете.
А ещё приглашённая звезда фильма и её родня. Эти твари сплошь и рядом будут с солдатами от начала и до конца:
Господи, какая мерзость!
Этот полуторачасовой фильм - на мой взгляд, одно из лучших произведений о Великой войне. Гнилые трупы в жидкой грязи, крысы и проволока, холодный дождь и скорченные силуэты в траншее. Тихое безумие загробного мира.
Пересматривал я эту вещь раза 4, наверное. И да - поищите клип Deathwatch, кто-то сделал его на основе кадров из фильма. Вся Суть передана прекрасно.