События 2020 года, так называемый корона-кризис сильно изменили поведение потребителей. Прогнозировать в такое время становится сложно, но можно с уверенностью сказать, что как прежде уже не будет.
Собрала для вас потребительские тренды, которые будут набирать обороты в ближайшие 2-3 года. Шесть наиболее актуальных трендов по моему мнению смотрите в карусели.
- Здоровый образ жизни. После пандемии люди чаще будут задумываться о свое здоровье. Раньше в понятие ЗОЖ включали: спорт и правильное питание. Эти два тренда остаются по прежнему актуальны и только набирают своих последователей в России. Ситуация с массовыми заболеваниями и гибелью людей заставляет осознанных граждан задуматься, почему их может убить обычный вирус. Потребители будут чаще обращаться к врачам, проходить диспансеризацию, изучать вопросы здоровья и иммунитета, принимать витамины и БАДы. Тренд актуален для частных клиник, аптек, производителей БАДов и витаминов. Компании должны стать “учителем” для своих потребителей в сфере здоровья.
- Защита экологии. Глобальный тренд, который напрямую связан с первым. Нельзя заботиться о своем здоровье и не обращать внимание на загрязнение окружающей среды. Потребители уже проводят связь между плохой экологией и проблемами со здоровьем. В апреле 2019 года «велосипед» стал самым популярным поисковым запросом в Яндекс, опередив «квартиру», которая была наиболее частым запросом за весь 2018 год. С помощью велосипедов потребитель заботиться о своем здоровье и о экологии. В России также набирают популярность магазины, которые поддерживают идею экологии. Например, товары на развес без одноразовой упаковки.
- Осознанное потребление. Россиянин уже отошли от привычки массова скупать все, что есть на полках в магазине, опасаясь дефицита. Сейчас продуктов в магазинах даже больше, чем нужно людям. Потребители относятся к покупкам более серьезно и ответственно. Теперь нужно больше времени на раздумье и аргументов в пользу товара. Такое поведение связано с пропагандой в пользу экологии и с финансовой ситуацией в стране. Путь клиента увеличился во времени, поэтому продавать “в лоб” уже нельзя. Компания должна начать общаться с клиентом за долго до начала стадии выбора. Общение нужно начинать на стадии формирования и осознания потребности, тогда у вас больше шансов, что клиент выберет ваш продукт.
- Коконирование и безопасность жизнедеятельности человека. Коконирование — необходимость защитить себя от суровых, непредсказуемых реалий внешнего мира. Фейт Попкорн ввела этот термин в конце 1980-х годов. Потребители чаще предпочитают оставаться дома, но не из-за лени, а из-за чувства комфорта.
Во время высокого уровня безработицы и нестабильной финансовой ситуации растет уровень преступности. Поэтому тренд трансформируется и теперь люди хотят чувствовать себя дома не только комфортно, но и безопасно. Актуальны становятся системы “умный дом” и охранные предприятия, а также системы по фильтрации воды и воздуха.
- Жизнь в онлайн.Этот тренд исходит от желания людей создать вокруг себя “кокон”. За последнее время люди были вынуждены перенести свою жизнь в онлайн. И если раньше покупки через интернет совершали только новаторы и ранние последователи, то сейчас к ним присоединилось ранее и позднее большинство. Даже очень заядлые консерваторы были вынуждены использовать доставку продуктов на дома, покупать одежду через интернет, работать и общаться через zoom. Многие распробовали и оценили преимущества онлайн магазинов и взаимодействия с внешним миром через интернет. Постепенно все переходит в онлайн. Теперь даже ужин с друзьями в ресторане может быть в онлайн формате.
- Персонализация. Потребители стали более требовательны и избалованы, поэтому хотят особого внимания от компании. Клиент более лоялен к компании, которая исполняет его желания (выходит за рамки стандартного набора услуг). Сталкиваясь с кастомизированным сервисом, человек более открыт к общению, готов делиться подробной информацией о себе.
Каждая компания может посмотреть на перечисленные тренды и оценить их.
Стоит задать себе следующие вопросы:
- Как компания может использовать этот тренд?
- Дает ли этот тренд возможность для развития компании?
- Повлияет ли тренд на развитие компании?
- Является ли данные тренд угрозой для компании?
Вопросы помогут выявить угрозы и возможности, которые могут быть использованы в SWOT-анализе. Даже уже на этом этапе компания может строить гипотезы по развитию своей стратегии.
Я описала только 6 глобальных потребительский трендов, которые могут коснуться практически любого бизнеса. Помните для полноценного анализа трендов нужно оценивать все возможные потребительские и индустриальные тренды. Они могут затрагивать только ваш регион или вашу сферу деятельности.