Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Сочинять музыку в классическом стиле труднее, чем сочинять саундтреки?

Какая музыка «лучше», какую труднее сочинять, где потребуется больше навыков или таланта? Послушаем пару мнений.

Alex Johnston, «занимаюсь теорией музыки, музыкальными технологиями и музыковедением».

Давайте не будем обманывать себя — любая западная музыка следует привычным нам правилам гармонии и так далее.

Например, какие техники и эффекты композитор Ганс Циммер использует в таком фильме, как «Дюнкерк»? Музыка в этом фильме стала одним из его наиболее удачных экспериментов, где хорошо использованы шумы, тоны Шепарда и другие столь зарекомендовавшие себя техники для «запугивания» слушателя. Всё это Циммер на самом деле не придумывал сам, а лишь принял удачное решение использовать это для фильма.

Я думаю, он понимал, что «Дюнкерк» — далеко не обычный военный фильм: отчасти это фильм ужасов, в котором немцы показаны только как размытые изображения, звуки выстрелов или машины, но не как люди. И поэтому он написал то, что в основном вполне соответствовало фильму ужасов.

Принципиальная разница между музыкой кино и работой композитора для концертного зала заключается в следующем.

Композитор в кино пишет музыку для улучшения сцены в фильме. Всё теоретически допустимо, пока режиссёр уверен, что это работает. На практике композиторы, как правило, полагаются на устоявшиеся тенденции реакций людей на определённые виды музыки определённым образом. Низкая, диссонирующая музыка воспринимается как тревожная и пугающая. Романтическая струнная музыка с явным ощущением тональности воспринимается как эмоциональная или трогательная. «Разрежённая» фортепианная музыка, особенно с многочисленными повторами, часто используется для выражения «чувства пустоты». И так далее.

В отличие от этого, композитор, который пишет музыку, предназначенную для прослушивания в концертном зале, может делать всё, что захочет.

Для обычного слушателя музыка кино может показаться захватывающе инновационной по сравнению со всем «классическим» материалом, написанным по «правилам». На самом же деле, кинокомпозитор не делает ничего с точки зрения гармонии или ритма, чего бы не делали композиторы, не работающие в кино.

Мое личное мнение заключается в том, что всё-таки легче писать музыку к фильмам, чем придумывать то, что должно быть совершенно новой музыкой. Для фильма вы знаете, какой эффект вы хотите получить, и используете знакомые приёмы. Вам не нужно продолжать «изобретать велосипед».

В отличие от этого, современная классическая аудитория ожидает, что живой композитор продолжит находить новые способы «изобрести колесо».

Preman Tilson, «музыкант».

Ещё одна вещь, которая делает сочинение в «классическом стиле» сложнее, чем озвучивание фильмов — это проблема музыкальной формы.

Музыка, написанная для сопровождения фильма, обычно состоит из относительно коротких музыкальных фрагментов, которые подчёркивают сцены различной длины. Они могут быть какими угодно, от нескольких секунд до нескольких минут.

Там нет особых требований к организации этих сигналов каким-либо конкретным формальным способом. Они предназначены для того, чтобы отвечать или поддерживать эмоциональный фон действия, а композитор имеет свободу делать всё, что кажется подходящим, от момента к моменту. Есть сам фильм, который обеспечивает «организационную структуру», а музыка призвана лишь усилить эмоции и придать окраску.

В отличие от этого, большинство классической музыки имеет сильный элемент формы и структуры. Есть много способов достичь этого, и вот некоторые из наиболее известных форм: сонатная форма, тема и вариации, рондо, ария, сюита, фуга, канон, и так далее.

Есть также много пьес, которые не имеют слишком жёстко заданной формы, но они по-прежнему пытаются следовать логическому прогрессу в течение всего времени звучания, которое зачастую довольно велико. Части симфоний могут длиться до получаса, а оперы могут длиться несколько часов.

Композиторы используют крупномасштабное гармоническое движение, тематическое преобразование, ритм, темп и инструментальную окраску, чтобы создать согласованное музыкальное «путешествие», за которым наши умы могут следовать не только эмоционально, но и интеллектуально. Темы вводятся, трансформируются и возвращаются в разных контекстах, что меняет наше отношение к ним. Гармонии ведут нас от одной тональности к другой, создавая чувства ожидания и напряжённости, а затем достигая кульминации, вызывающей чувство облегчения.

Музыкальная форма всегда драматична сама по себе. Это проблема на уровне, который редко встречается при озвучивании фильмов. Это намного сложнее и требует более высокого уровня музыкальности.

Я не хочу унизить работу при создании фильмов, которая сама по себе является сложным навыком. Великие классические композиторы не обязательно были бы лучшими кинокомпозиторами.

Точно так же, навыки, необходимые для написания классической поп-песни продолжительностью три минуты — совершенно другие, но не менее выдающиеся. Я уверен, что если бы Моцарт или Бетховен попробовали свои силы, их усилия были бы такими же ужасными, как и попытка Пола Маккартни написать ораторию. Создание поп-песни, которая будет исполняться десятки лет, само по себе является подвигом.

Но по-прежнему можно с уверенностью сказать, что написание великой оперы или симфонии — это высшая музыкальная задача, которую только может предпринять композитор. Многие пытались и немногие преуспели.