Найти в Дзене
Медиапалуба

Крылатый флот - гордость страны или рудимент

Оглавление

В свое время суда на подводных крыльях (СПК) были символом конструкторской мысли советских инженеров и уровня развития отечественной промышленности. Затем наступили 90е, приватизация, старение и практически полное вымирание СПК как вида. И хотя разговоров много, но до советских объемов выпуска «Метеоров», «Восходов», «Комет», «Полесье» и «Колхид» очень и очень далеко. Пробуем разобраться в причинах.

Сегодня интернет-портал «Бизнес ОНЛАЙН» опубликовал большое интервью с директором Зеленодольского завода им.Горького Ренатом Мистаховом. Он заявил, что предприятие вложило около 40 млн на разработку проектов двух перспективных СПК.

У зеленодольцев большой опыт работы с СПК, с 1961 года на заводе построили более 300 «Метеоров», в том числе на экспорт. Однако это было давно. После неудачного опыта со строительством глиссеров проекта А45-А145 завод к скоростному пассажирскому флоту не возвращался.

И вот в 2018 году нижегородское КБ «Си Тех» разработало для зеленодольцев проект перспективного СПК «Метеор-2020». Сумма за эскизный и технический проекты составила 5 и 36 млн руб. соответственно.

-2

Под это дело продвигали льготный лизинг под 2,5%. Холдинг «Ак Барс», куда входит завод, и президент Татарстана подавали отдельное прошение в правительство с просьбой помочь в организации финансовой программы специально под эти СПК. По словам директора у завода были даже заказчики на 15 единиц таких судов. Но вмешался коронавирус...Впрочем, Мистахов заявил, что заказчики могут вернуться.

Впрочем сами заказчики в массовом порядке не спешат за новенькими СПК. Причин несколько.

-3

1. Убыточность

Мистахов в том же интервью рассказал, что никакой льготный лизинг не компенсирует короткую навигацию и высокую стоимость постройки и эксплуатации судна. То есть без дотаций перевозчикам не обойтись.

2. Высокая эксплуатационная стоимость

Перевозки на СПК экономически неэффективны изначально (за исключением отдельных курортных или туристических линий вроде Санкт-Петербург - Петергоф или Казань-Болгар). Не эффективны они были и в советское время. Даже разнообразный ряд СПК не удовлетворял всем требованиям по плечам, по пассажировместимости, по скорости. Где-требовались километры перехода, а где-то сотни, при этом топлива надо возить одинаковое количество, двигатель один и тот же.

Но за счет массовости и стандартизации перевозки хотя бы как-то себя оправдывали. Сейчас же частник десять раз подумает, нужны ли такие затраты на топливо и такая скорость?

-4

3. Конкуренция со стороны автобусов

Перевозки по СПК, за исключением регионов со сложной транспортной доступностью, давно перешли в ранг туристических. В стране строится большая сеть автодорог, появились автобусные маршруты.

Если до 1990 года тариф на СПК был 1,5 копейки за пассажирокилометр, это сравнимо с автобусом или поездом. Сейчас эта цифра поднялась до 5 рублей, при 1,8 руб. на пригородном автобусе или 1,6 руб. на электричке.

И то для людей, которые пользуются этими видами транспорта - это дорого. Нужен ли еще более дорогой вид транспорта, чтобы доехать до дачи по реке - сомнительно.

4. Транспортная доступность

Транспортная доступность в отдаленных регионах нужна, но необходимо понимать, что за последние 30 лет люди из дальних сел потихоньку перемещаются в крупные поселки или города, где есть работа и какие-то условия для жизни. Поэтому наверняка скоро и этот фактор нужности СПК отпадет. Ездить на этих судах скоро будет некому.

-5

5. Отсутствие технологий

Производство СПК, от проектирования до строительства, технологически сложный процесс. Как правило, это работа с алюминиевыми сплавами, которые должны выдерживать ударные динамические нагрузки (а это сложные расчеты, испытания, опытная эксплуатация и т.д.). Отдельно стоит вопрос изготовления самих подводных крыльев - это вдвойне сложно. К тому же, для современных СПК в стране нет нужных силовых установок. Это 100% будет импорт, что только повысит стоимость судна. Смогут ли обеспечить предприятия всю цепочку процесса от расчетов до испытаний и выхода на серию?

Да и удовольствия от перемещения на СПК не так много. Шум плюс постоянная вибрация делают свое дело.

Вместо вывода

Речные линейные перевозки на СПК - это однозначно рудимент. Конкурировать с автобусным транспортом здесь бесполезно. Об СПК можно говорить только для обеспечения транспортной доступности жителей в отдаленных регионах или использовании на экскурсионных маршрутах с высокой экономической эффективностью.

Стоимость готового судна типа «Валдай 45р», которые строит ЦКБ по СПК, в стандартной комплектации около 100 млн рублей, «Комета 120М» стоит 540 млн руб. Это очень и очень дорого.

Эксплуатация также очень дорогая, билет по коммерческой цене могут позволить себе только состоятельные люди (перевозки на новых СПК даже в Крыму компенсируют из бюджета). О сроках окупаемости и говорить не стоит.

При всех своих достоинствах: скорости, красоте, большой и славной истории, лучшие годы судов на подводных крыльях позади. Скорее всего это будет узкий и дорогой продукт. Ну либо надо строить СПК, чтобы строить, и после платить из бюджета за гордость.