Андрея Звягинцева многие называют "Тарковским современности". 56-летний режиссёр из Новосибирска снимает фильмы звонкие и резонирующие, пропитанные обречённость, русским колоритом и безнадёгой. Хоть я и не являюсь поклонником Звягинцева (мне ближе Быков), пройти мимо российского номинанта на Оскар в 2018 году было бы просто глупо. Поэтому, я забыла "Левиафана", который мне, мягко говоря, не понравился, и приступила к просмотру "Нелюбви".
Итак, кому стоит это смотреть и почему?
Поддержи меня лайком и подпишись на канал.
Готово? Читай, смотри, вдохновляйся!
Сюжет разворачивается вокруг семейной пары, которая переживает развод. Супруги ненавидят друг друга и желают по-быстрее уладить все формальности. А за всем этим наблюдает их сын. Но однажды мальчик пропадает и никто не знает, где он...
Так выглядит синопсис "Нелюбви". Однако, на деле всё куда сумбурнее!
По логике, мы должны сопереживать родителям (или одному из них), нервничать за судьбу мальчика, с интересом наблюдать за поисками... но этого не присходит.
С Алёшей (сыном) нас знакомят за 2 минуты – просто показывают скупую мужскую слезу и полный игнор матерью – всё! Не знаю как вы, а мне без разницы на этого персонажа и я никак за него не волнуюсь – он просто мельком здесь, хотя должен быть связующим звеном фильма... Скажу больше, когда в больнице показывают потенциального Алёшу, я даже не знаю он это или нет – образ мальчика вообще не запоминается. Блондин и всё... Сомневаюсь, что такого уровня переживания добивался Звягинцев.
Далее идут Женя и Борис – родители. Как говорилось выше, не сопереживаешь никому. Но, если Женю ещё как-то понять можно, она "залетела" в молодости, вышла за нелюбимого, чтобы сбежать от полоумной матери и всячески пыталась просто пожить, то Борис... просто Борис. он никакой! Он вроде как карьерист, который женился, чтобы занять должность в компании с семейной политикой... но, вроде ему и наплевать на это, коль он не продолжил дальше тянуть лямку. Он вроде и знает сына, а вроде ему и пох... фигу. Он вроде и мужик... а с другой стороны просто пятно на скатерти общества... В общем, неопознанный субъект с эмоциями как у зубочистки.
Его не жалко, ему не сопереживаешь, его не ненавидишь – он просто есть и не вызывает никаких ощущений.
Вот и выходит, что почти 2 часа мы наблюдаем за серой картинкой и двумя совершенно неинтересными персонажами. Вменяемым и привлекательным выглядит, пожалуй, только начальник поискового отряда, его помощница и любовник Жени. Колоритная, по-началу, мама Жени, в конце разговора переигрывает и рушит образ деревенской сумасшедшей, что очень обидно.
И вот тут можно задать логический вопрос, а зачем тогда смотреть-то?
За всем этим сумбуром кроется много мыслей, которые Звягинцев с нами обсуждает. Весь фильм мы забываем про Алёшу, который никому никогда и не был нужен. Иногда нам о нём напоминают, но без него всем лучше... просто родители боятся в этом признаться. Женя кричит, что лучше бы не рожала и жизнь была бы другой. Борису вообще параллельно на происходящее. Бабушка живёт наедине с собой. И, по-сути, потеря мальчика ничего вообще не меняет в их мирках. Они не объединяются за общей целью, не пытаются даже пойти на контакт – каждый сам на своей волне!
И ради этого стоит посмотреть фильм. Чтобы увидеть со стороны, как, в погоне за своими желаниями, мы можем не замечать тех кто рядом. А, когда они растворятся, плакать и стенать по инерции – потому что так надо, принято, прилично!
В самом начале фильма родители обсуждают, кто сообщит об отдаче Алёши в детдом. И вся наигранность трагедии лишь фарс для зрителей!
А ещё здесь отличная операторская работа, атмосфера и вообще всё такое давящее, гнетущее, как Звягинцев умеет!
Однако... меня до сих пор мучает один вопрос: какого фига на открытом балконе зимой в Москве стоит беговая дорожка?
Поддержи меня лайком и подпишись на канал.
Готово? Читай, смотри, вдохновляйся!