Город Помпеи имел раньше название Colonia Cornelia Veneria Pompeianorum и был глубокой провинцией. Однако его жители имели римское гражданство и вдохновлялись искусством Греции.
До страшной катастрофы 79 года (извержения Везувия) жизнь в Помпеях шла мирным чередом, и многие горожане были живописцами и деятелями искусства. ⠀
Этот город был обнаружен в середине XVII века при строительстве в той местности водопровода. Многие фрески поначалу уничтожали, потому что они мешали ходу работ... Лишь в 1760 году там начались организованные раскопки. Спустя столетие под управлением Джузеппе Фиорелли археологические исследования стали вестись с применением передовых технологий.
Кстати, на месте раскопок были многи художники-импрессионисты, среди которых и, например, Ренуар. Сохранность, простота, яркость и элегантность фресок, безусловно, поразили мастеров XIX-XX века, что отразилось на их творчестве...
Уже в Помпеях живопись делилась на несколько жанров, существовали пейзажи и портреты. Наиболее выразительными кажутся мне Портрет молодой девушки (вероятно поэтессы), I век и Портрет Терентия Нео (простого пекаря) и его жены.
Парные портреты не были редкостью в Помпеях. Жители города очень любили вешать их в своих домах. Культура декорирования домов в целом была распространена, и в связи с этим постоянно развивалась фресковая живопись.
Фресками украшали не только жилые дома, но и стены богатых вилл и общественных заведений. Существовала даже традиция в виде фресок оставлять на стенах заведений "каталоги услуг" и "меню"...
Помпейскую живопись искусствоведы делят на 4 основных стиля:
1. "Инкрустационный", 200-80 гг. до н.э.
Этот стиль строг и прост. Он характеризуется облицовкой стен рустом - камнями с грубой и рельефной поверхностью. Нередко эти камни расписывались "под мрамор" или были раскрашены яркими цветами.
Образцы этого стиля сохранились, например, в доме Саллюстия.
2. "Архитектурно-перспективный", (80-30 гг. до н. э.)
В это время в работах помпейских мастеров появляется динамика. Здесь архитектурные элементы изображались уже не лепкой, а росписью. Также постепенно усложнялись декорации, и живопись становилась все детальнее. Кроме того, стали появляться изображения людей и животных.
Самыми известными памятниками этого стиля являются вилла Боскореале и вилла Мистерий.
Обратите внимание на яркий красных цвет, которым расписаны стены виллы. Впоследствии этот цвет получил название "Помпейский красный" и стал популярен в оформлении интерьеров в XVIII-XIX веках.
3. "Орнаментальный" (ок. 15 г. до н. э. - 40 г. н.э.)
Этот стиль закономерно вырос из второго. Однако здесь уже нет той иллюзорной перспективы.
Также в этом стиле отсутствует "нагроможденность форм", здесь уже больше воздуха. Например, на фреске из дома Лорея мы видим много пустого пространства.
В эти годы Римская империя расширилась засчет Египта, и в живописи Помпей появились египетские мотивы.
4. "Фантастический" ("Иллюзорный"), 63 г. - нач. II в.
Этот стиль объединяет в себе приемы предшествующих ему. Также не редкостью в эти годы являются фрески на мифологические сюжеты.
⠀
Важную роль в создании этого стиля сыграли землетрясение, случившееся в Помпеях в 62 году. Дома многих людей были разрушены, их нужно было обновить, и так и возник "Фантастический" стиль...
Так, мы видим, что искусство города Помпеи прекрасно и привлекательно. После извержения вулкана все это было покрыто пеплом, и, может, благодаря этому и сохранилось...
Источник: https://artchive.ru/publications/3718~Freski_i_pepel_Zhivopis'_i_dizajn_v_drevnikh_Pompejakh