В предыдущей статье мы поговорили о четырех волнах кельтских поселенцев, которые примерно соответствуют Книге захватов Ирландии. Сегодня же предлагаю обсудить технические и культурные новинки, которые появились на острове с приходом кельтов-гэлов.
Прежде всего, нельзя не отметить новый язык, который не просто сохранился в Ирландии до наших дней, но и сделал ее центром кельтской культуры. Раннеирландское население говорило на неиндоевропейском языке. Притены, болги и лагины (первые три группы завоевателей) принесли на остров P-кельтский язык, на котором говорило тогдашнее население Британии и Бретани. Выходцы из Галлии – гэлы использовали Q-кельтский язык.
Различие между P- и Q-языками заключается в развитии звука *kw, превратившегося в *p в P-кельтских языках и в *k – в гэльских. Например, слово голова в бриттских языках звучит «pen», а в гэльских – «ceann»; бритт назовет сына «map», а гэл – «mac». Это различие имело два важных исторических последствия: ирландцы перестали считать себя одним народом с кельтами Британии, однако начали укрепляться связи с Шотландией (где также распространился гэльский язык). Возможно, именно это легло в основу описанного Дж. Р. Р. Толкином в «Шибболет Феанора» разделения языка нолдор в Валиноре.
Архитектура Ирландии с приходом гэлов тоже подверглась модернизации:
- если люди бронзового века зачастую строили дома с плетеными стенами, то гэлы предпочитали деревянные и даже каменные стены;
- одним из хитроумных нововведений гэлов стало строительство домов посреди озер. Они возводились на искусственных островах (известных как crannog) и позволяли лучше защититься от нападения;
- в Ирландии появились первые города. Разумеется, это не были города в привычном нам понимании, но по стандартам того времени сотни домов, окруженные оградой или валом, были довольно крупным поселением.
Наконец, гэлы решили проблему бездорожья. В то время основную сложность при передвижениях по Зеленому острову представляли большие заболоченные участки. Если люди еще как-то могли их пересекать, то тяжелым кельтским колесницам это было очевидно не под силу. Гэлы нашли гениальное решение, отчасти вдохновленное знанием римских технологий: они начали валить деревья и укладывать их поперек болот так, чтобы образовавшийся настил мог выдержать вес колесницы. В качестве основания выступала подложка из березы или лиственницы, поверх которого укладывались расщепленные дубовые бревна, закрепленные по краям кольями.
Уже к началу нашей эры была проложена целая сеть больших дорог. Восточное побережье было самым важным торговым центром для гэлов, и дороги расходились по всей стране именно оттуда: к Уотерфорду, устью реки Шеннон, заливу Голуэй. Каждая дорога была достаточно широка, чтобы пропустить две колесницы. Три главные дороги Ирландии назывались Slige Dála, Slige Assail и Slige Midlúachra.
Кельтское заселение Ирландии принесло еще одно важное изменение. Если раньше ирландцы жили небольшими группами, свидетельств о политическом объединении которых не осталось, то кельты разделили страну на королевства, правители которых (хотя бы номинально) подчинялись Верховному Королю Ирландии в Таре. Эти короли оставили после себя множество памятников, которые свидетельствовали об их богатстве и могуществе, такие как форт Наван в графстве Арма, Дун Айлинн в графстве Килдар и мегалиты на холме Тара.
К сожалению, постепенно власть дробилась, и к норманнскому вторжению в Ирландии насчитывалось около сотни мелких королевств, что лишь облегчило новое завоевание острова.
Что еще можно почитать в блоге по этой теме:
1) Ирландия железного века: вторжение кельтов;
А если понравилось, ставим "палец вверх" 👍 и подписываемся - это мотивирует автора на новые статьи о Зелёном острове :)