Называется это произведение "Сказание о Синухе", автор которой, Синухе из Египта, он сам описывает свою жизнь. Место Действия-Ханаан при фараоне Сесострисе I.
Археологи нашли древнейший документ, и огромное количество его копий. Создается впечатление, что эта рукопись издавалась много раз и была популярна не только в Срединном царстве, но и в Новом Царстве египетском, и её читали с удовольствием, о чем свидетельствуют найденные копии. Именно поэтому можно было бы назвать его первым в мире "бестселлером".
Итак, начнем "Сказание о Синухе из Египта".
В сказание описывается патриархальный период, 1850 года, когда Египет владеет всем Ханааном, которым управляют фараоны. Синухе, дворянин, присутствующий при дворе, оказывается вовлеченным в политическую интригу. Он боится за свою жизнь и эмигрирует в Ханаан и описывает свои приключения и дальнейшую жизнь. Далее перевод текста.
"Направляясь на север, я подошел к стене принцев, которая была построена для того, чтобы не подпускать бедуинов. Я спрятался в кустах на случай, если охранник на стене, который был в это время на патрулировании, увидит меня. Я не выходил из него до самого вечера. Когда рассвело... и я добрался до Горького озера, я упал без чувств. У меня пересохло в горле от жажды и было очень жарко. Я сказал себе - это вкус смерти! Но когда я сделал еще одно усилие и поднялся на ноги, то услышал блеяние овец и увидел нескольких бедуинов. Их предводитель, который был в Египте, узнал меня. Он дал мне немного воды и вскипятил немного молока, и я пошел с ним к его племени. Они были очень добры ко мне.”
Побег Синухе оказался успешным. Он сумел незаметно проскользнуть мимо Великой барьерной стены на границе царства фараонов, которая проходила точно по той линии, по которой сегодня проходит Суэцкий канал. Этой "стене князей" уже тогда было несколько сотен лет. Жрец упоминает об этом еще в 2650 году до нашей эры, “стены князей возводятся, чтобы помешать азиатам пробиться в Египет. Они хотят воды ... чтобы напоить свой скот. "Позже сыны Израилевы должны были пройти эту стену много раз - другого пути в Египет не было. Авраам, должно быть, был первым из них, кто увидел это, когда он эмигрировал в страну Нила во время голода со своей женой Сарой.
Синухе продолжает: "каждая территория передавала меня на следующую. Я отправился в Библос, а оттуда уже добрался до Кедме, где провел полтора года. Амми-Энски, вождь верхнего Ретену, принял меня с распростертыми объятиями. Он сказал мне: "с тобой будут хорошо обращаться, и ты сможешь говорить здесь на своем родном языке.- Он сказал это, конечно, потому что знал, кто я такой. Жившие там египтяне рассказали ему обо мне.” Далее очень идет очень подробное описание ежедневной жизни и переживания египетского беглеца Синухе в Северной Палестине.
- Амми-Энски сказал мне: "конечно, Египет - прекрасная страна, но ты должен остаться здесь со мной, и то, что я сделаю для тебя, тоже будет прекрасно".
“Он поставил меня выше всей своей семьи и выдал замуж за свою старшую дочь. Он позволил мне выбрать одно из своих лучших поместий, и я выбрал то, которое лежало вдоль границы соседней территории. Это было прекрасное место с именем Jaa. Там были инжир, виноград и больше вина, чем воды. Там было много меда и масла, на деревьях висели всевозможные фрукты. Там была кукуруза и ячмень, а также все виды овец и крупного рогатого скота. Моя популярность у правителя была чрезвычайно выгодна. Он сделал меня вождем своего племени в самой богатой части своих владений. В качестве ежедневной еды я взял хлеб и вино, вареное мясо и жареного гуся. Были также пустынные животные, которых они ловили в ловушки и приносили мне, кроме того, что собирали мои охотничьи собаки.... Там было молоко во всех формах и видах. Так прошло много лет. Мои дети выросли сильными мужчинами, Каждый из которых мог управлять своим племенем.
- Все курьеры, прибывшие из Египта или направлявшиеся на юг к царскому двору, жили со мной. Я оказал гостеприимство всем желающим. Я давал воду жаждущим, наставлял странника на правильный путь и защищал осиротевших.
“Когда бедуины предприняли вылазку, чтобы напасть на соседних вождей, я составил план кампании. Ибо принц Ретену на долгие годы поставил меня во главе своих воинов, и в какую бы я сторону не пошел, я грабил его овец и крупный рогатый скот, брал в плен его людей и захватывал их склады. Я убил его народ своим мечом и луком благодаря моему руководству и моим умным планам.”
Из всех его многочисленных опытов среди “азиатов” наиболее глубокое впечатление на Синухе произвела, по-видимому, подробно описанная им дуэль жизни и смерти. Один "сильный человек из Ретену" однажды насмехался над ним в его палатке и вызвал его на дуэль. Он был уверен, что сможет убить Синухе и присвоить его стада и имущество. Но Синухе, как и все египтяне, был опытным лучником с самых ранних дней и убил “сильного человека”, который был вооружен щитом, копьем и кинжалом, пронзив стрелой его горло. Добыча, доставшаяся ему в результате этой битвы, сделала его еще богаче и могущественнее.
Наконец на старости лет он начал тосковать по своей родине. Он получил письмо от своего фараона Сесостриса, который призывал его вернуться. ”..Приготовьтесь вернуться в Египет, чтобы еще раз увидеть двор, где вы выросли, и поцеловать землю у двух больших ворот.... Вспомните тот день, когда вас нужно будет похоронить и люди окажут вам честь. Вы будете помазаны елеем еще до рассвета и завернуты в льняную ткань, благословленную богиней Тейт. Вам будет предоставлен эскорт в день похорон. Гроб будет из золота украшен ляпис-лазурью, а вас положат на носилки. Волы будут тянуть его, и хор будет предшествовать вам. Они будут танцевать танец гномов у входа в твою могилу. Жертвенные молитвы будут прочитаны для вас, и животные будут предложены на вашем алтаре. Колонны вашей гробницы будут построены из известняка среди колонн королевской семьи. Вы не должны лежать в чужой стране, где вас хоронят азиаты и заворачивают в овчину.”
Сердце Синухе подпрыгнуло от радости. Он решил немедленно вернуться, передал свое имущество детям и назначил старшего сына “вождем своего племени"."Это было обычным делом для этих семитских кочевников, так же как и для Авраама и его потомства. Это был племенной закон патриархов, который впоследствии стал законом Израиля.
- Мое племя и все мое имущество принадлежали только ему, мой народ и все мои стада, мои плоды и все мои сладкие деревья. Затем я направился на юг.”
Его сопровождали прямо до пограничных постов Египта бедуины, оттуда представители фараона направились в столицу к югу от Мемфиса. Второй этап проходил на лодке.
Какой контраст! От палатки до королевского дворца, от простой, хотя и опасной жизни обратно к безопасности и роскоши высокоцивилизованного мегаполиса.
“Я нашел его величество на большом троне в зале из серебра и золота. Привезли королевскую семью. Его Величество сказал королеве: "Смотри, вот Синухе, который вернулся как азиат и стал бедуином.
- Она громко вскрикнула, и все королевские дети закричали хором. Они сказали Его Величеству: "конечно же, это не настоящий Синухе, мой господин король, - ответил Его Величество, - это действительно он.”
"Меня привели в царский особняк, - с энтузиазмом пишет Синухе, - в котором были замечательные вещи, а также ванная комната... Там были вещи из царской сокровищницы, одежда из царского льна, мирра и тончайшее масло; любимые слуги царя были в каждой комнате, и каждый повар выполнял свой долг. Прошедшие годы ускользнули из моего тела. Я был выбрит и причесан. Я сбросил свой груз чужой земли и грубую одежду Сандрамблеров. Меня завернули в тонкое полотно и смазали самым лучшим маслом, какое только могла дать страна. Я снова заснул в своей постели. Так я жил, почитаемый королем, пока не пришло время мне покинуть эту жизнь.”
Было найдено огромное количество копий этой повести, скорее дневника, который имел популярность у читателей того времени, из которого становится ясно, что Синухе был придворным библиографом Сесостриса 1, Царя Египта.
Археологи называют эту рукопись жемчужиной литературы древности.
Источник: http://cojs.org/tale_of_sinuhe-_1971-1928_bce/
Werner Keller. Библия как история . Бантам Букс. НЬЮ-ЙОРК. 1982. p. 59-63.
https://bible.by/syn/1/12/ быт.12-10