Найти тему
Борщ Ньюс

Тайный смысл советского фильма Мэри Поппинс, до свидания

Оглавление
Анализ фильма Мэри Поппинс, до свидания
Анализ фильма Мэри Поппинс, до свидания

Фильм о Мэри Поппинс имеет политический посыл

Я уже разбирал видео-ролик «Мэри Поппинс — как детям внушали ненависть к СССР» и объяснял, почему это конспирологический бред. Настало время сказать несколько слов о том, какие же смыслы действительно заложены в фильме «Мэри Поппинс, до свидания».

Фильм Михаила Квинихидзе действительно содержит политический посыл, но посыл этот вполне укладывается в рамки кондовой советской пропаганды андроповских времён. Но этот унылый политический посыл очень искусно упакован в весёлую и яркую сказку.

Сперва мы получаем экспозицию. Нам рисуют условный западный (английский) городок. Здесь не бывает перемен, полисмен смеётся, когда почтальон спрашивает, что нового на его улице. Социальное расслоение здесь показано через собак: богатая и благовоспитанная дама Кэти Ларк не разрешает своему домашнему пёсику дружить с уличной дворнягой.

Жители Вишнёвой улицы и их противоречия

Здесь имеется милитарист «подземный адмирал» Генри Бум, который выкопал себе бункер на случай прилёта инопланетян (но мы-то знаем, на какой случай копали себе бункеры капиталисты). Каждый день он устраивает пафосную церемонию поднятия флага, оглушая соседей звуками гимна. Есть пастор, который не очень-то доволен своим саном и зачитывается приключенческими романами.

Наконец, здесь имеется семья Бэнксов. Папа — не слишком удачливый финансист, нервно следящий за мировыми событиями, поскольку он вложил деньги в различные транснациональные корпорации. Мама — эмансипированная женщина, не работающая, но проводящая время не с детьми, а в Лиге женщин Вишнёвой улицы.

Самый интересный персонаж фильма лично для меня — это Роберт Робертсон, брат миссис Бэнкс, дядя Майкла и Джейн. Это типичный «новый левый»: он нигде не работает и не учится, живёт в палатке во дворе дома Бэнксов и сочиняет песни в рок-энд-ролльном духе (он и с вида похож на Джона Леннона). Все его песни начинаются с выкрика «Эй!» и посвящены обличению кого-нибудь: генерала, бывшей няни Бэнксов, приехавшей к ним мисс Эндрю и т. д.

Мэри Поппинс и ветер перемен

Но даже этот беспокойный субъект не способен поколебать заведённого порядка жизни, пока не подул ветер с Востока. Именно восточный ветер приносит на Вишнёвую улицу Мэри Поппинс. Мэри Поппинс, как бы смешно это ни звучало, является олицетворением Советского Союза, мол, только он может решить накопившиеся в западном обществе проблемы и принести свежий воздух, «ветер перемен» в этот затхлый мирок. И Мэри Поппинс действительно решает проблемы жителей Вишнёвой улицы.

Во-первых, она принимает предложение Бэнксов и берёт под опеку их детей. Посыл следующий: западное общество с ложной эмансипацией женщины и задавленностью делами утратило семейные ценности и не заботится о своём будущем, только в СССР семейные ценности блюдутся должным образом, и все дети получают заботу и внимание.

Несмотря на плакатность такого заявления, доля правды в нём есть: сегодня мы действительно наблюдаем распад семьи, но теперь уже не только на Западе, но повсеместно: капитализм изгоняет все ценности, кроме денег.

Мэри Поппинс между консерваторами и бунтарями

Весьма яркий эпизод по этому поводу: мистер Бэнкс решает выкопать и себе бункер, как у адмирала, миссис Бэнкс и мистер Робертсон — против этого. Робертсон даже ложится на пути бурильной машины. Когда из дома выходит Мэри Поппинс, Робертсон спрашивает у неё: «Вы с нами или с ними?» Мэри Поппинс отвечает: «Я с детьми» - и ведёт Майкла и Джейн на прогулку. Посыл следующий: СССР не поддерживает ни западных консерваторов, ни левых радикалов, а занимает положение где-то посерединке.

Мэри Поппинс всячески третирует Робертсона, даёт ему прозвище «мистер Эй», но в фильме он показан с симпатией: он единственный, кто в отсутствие Мэри даёт отпор мисс Эндрю — олицетворению политической реакции, разворота вправо — поэтому в финале, когда Робертсон переодевается во фрак с бабочкой, отказывается от своего хиппового образа, Мэри Поппинс дарит ему гитару и просит сыграть. Посыл: СССР готов бороться с наступлением ультраправых и блокироваться ради этого с левыми радикалами.

Можно было бы много ещё чего сказать про этот фильм, но, думаю, используя предложенную мной объяснительную схему, вы и сами легко расшифруете другие эпизоды.

Хотите узнать, Что случилось?