Перевод с английского - Racism and Orthodox Christianity in America: A Modern Commentary
В свете недавних трагических актов расизма и жестокости — включая отвратительную смерть Джорджа Флойда от рук полиции в Миннеаполисе, убийство чернокожего просто за пробежку в Джорджии и вооруженное нападение полиции на чернокожего в Нью-Йорке, я смиренно предлагаю эту статью, взятую из речи, которую я представил в октябре 2019 года, в которой рассказывал о современном расизме и Православной Церкви в США.
Позвольте мне начать с цитирования заявления Ассамблеи канонических православных епископов Соединенных Штатов Америки на тему расизма, сделанного в 2017 году. Цитирую:
Сущность христианского Евангелия и Дух Православной Традиции совершенно несовместимы с идеологиями, провозглашающими превосходство какой-либо расы над другой. Ибо у нашего Бога нет лицеприятия (Рим.2:11) и Он не смотрит на лица и не берёт даров (Втор.10:17). Наш Господь Иисус Христос разрушил стоявшую посреди преграду вражды, которая отделяла Бога от людей и людей друг от друга (Еф.2:14). Во Христе Иисусе не может быть ни иудея, ни язычника, ни раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского, но все одно (Гал.3:28). Кроме того, мы призываем друг друга не участвовать в бесплодных делах тьмы, а скорее разоблачать их (Еф.5:11). А что такое тьма, если не ненависть? Тот, кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме и во тьме ходит (1Ин.2:11)!
Этот краткий отрывок поднимает библейское представление о единстве и солидарности, одновременно осуждая акты ненависти и расизма. Однако, на самом деле Священное Писание выходит за рамки простой терпимости и осуждения расизма и дискриминации. Библия информируют христиан о том, каким путём мы должны идти, глубоко и лично, а именно путём любви. Ибо кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1Ин.4:8). И тот, кто не любит, пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей (1Ин.3:14-15). Поэтому ненависть и слепой фанатизм, расизм и дискриминация, да и вообще любое другое действие или отношение, попирающее другого человека, который является нашим ближним, нашим братом и сестрой, являются полной противоположностью любви и нарушают заповедь Христа возлюбить ближнего, как самого себя (Мк.12:31). Напротив, любая форма расизма включает в себя действия, противоречащие заповеди любви и осуждаемые библейским учением. В конечном счете, это отвержение и неприятие Бога, Который есть Любовь. Проще говоря: нельзя быть расистом и христианином; эти два понятия взаимно исключают друг друга.
В то же время, православная перспектива также опирается на коллективный опыт расизма как исторически, так и по сей день. В разное время и во всех уголках планеты православные христиане подвергались гонениям либо за свою этническую принадлежность, либо за свою веру. Даже здесь, в Соединенных Штатах Америки, ранним иммигрантам часто отказывали в фундаментальных свободах и равных правах. Сегодня многие православные христиане [в США] - особенно, хотя и не исключительно, выходцы с Ближнего Востока или Африки - способны сочувствовать нашим мусульманским братьям [cousins], поскольку системный расизм преследует их просто потому, что их кожа немного темнее, а их бороды длиннее. Независимо от того, проходят ли они дополнительную проверку в аэропортах, испытывают ли они трудности с получением кредитов или их просто избивают прямо на улицах - во всём этом нет другой причины, кроме их наследия [heritage], в том числе внешнего вида. Итак, вы видите, что ужасные стороны расизма известны православной семье как теологически, так и эмпирически.
Здесь я хотел бы сделать краткое "отступление", чтобы пояснить, что я не хочу сводить этот вопрос к тому, что “нас тоже дискриминировали”. И хотя мой рассказ здесь действительно правдив, и хотя наше богословское понимание или определённый опыт могут поставить нас по-другую сторону в отношении "белого греха", я не буду и не могу отрицать тот факт, что всё же большинство православных христиан являются порядочными европейцами. В этом отношении наши белые лица - независимо от того, воспринимаются ли они как "камуфляж для отвода глаз" или нет - сыграли ключевую роль в преодолении нашим сообществом дискриминации в этой стране. К сожалению, по разным причинам, концепция "белой привилегии" не очень легко приживается в американской православной общине. И не осознавая этих скрытых привилегий, некоторые из наших людей со временем, к сожалению, приняли идеалы расизма и превосходства белых. Некоторые из этих личностей даже проповедуют искаженное и ошибочное понимание православной христианской традиции в надежде привлечь других на свой извращенный путь. За таких людей я могу только искренне извиниться и попросить, чтобы мы все горячо молились за их души. Ибо, как мы знаем, те, кто не пребывает во Христе, [Который есть любовь], извергаются вон, как ветви, и засыхают; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин.15:6). В конце концов, ни один человек или группа людей не могут быть совершенны; поэтому мы должны не забывать о покаянии, которое включает в себя изменение нашего духовного расположения от ненависти к любви.
А теперь вернемся к моему аргументу: несмотря на действия немногих личностей, большинство православных христиан поддерживают вышеупомянутую теологию солидарности, принимая опыт других и воплощая любовь Христа. Таким образом, общий орган Церкви преисполнен решимости бороться с расизмом и положить конец дискриминации, сохраняя при этом твердую позицию по содействию необходимому для людей равенству [в мирской жизни] и, в конечном итоге, абсолютному равенству [во Христе]. В этом духе православные христианские лидеры на протяжении многих десятилетий выступали против расизма и дискриминации в Соединенных Штатах Америки. Например, ещё в 1800-х годах русские миссионеры на Аляске защищали местных индейцев от плохого обращения со стороны учрежденных торговых компаний и вместе с тем, помогали индейцам отстаивать их земельные права. Совсем недавно архиепископ Иаков (Кукузис) славно маршировал вместе с доктором Мартином Лютером Кингом-младшим и неустанно трудился для принятия законодательства о гражданских правах в США. Сегодня ежегодно проходит конференция братства св. Моисея Мурина, направленная на миссию среди афроамериканцев и системный анализ расизма с библейской и православной точек зрения. В мае 2018 года архиепископ Димитрий (Тракателлис), бывший глава греческой православной церкви в Америке, провел мероприятия по началу кампании Национального совета церквей по борьбе с расизмом в Соборе Святой Софии в Вашингтоне, округ Колумбия. Эту кампанию мы [Греческая архиепископия КП в Америке] в настоящее время возглавляем и хотим продвигать и дальше. Только в минувший понедельник, 1 июня 2020 года, Ассамблея епископов опубликовала еще одно заявление о расизме и насилии.
Дорогие друзья, в заключение я хотел бы закончить нетрадиционным образом и оставить вас с заключительными словами архиепископа Димитрия на вышеупомянутом мероприятии в столице нашей страны:
Как правило, у всего есть начало, середина и конец. Но только не у расизма. Он закончится только тогда, когда закончится история. Он завершится, когда мы наконец добьемся желаемого преодоления любых расово связанных пережитков [entities and vestiges] в нашем мире и нашем обществе. Итак, у нашего мира всё еще открытый конец!