(статья писана 26.07.2012 для для клуба Я.ру "Корабли и подводные лодки")
56 лет назад, 26 июля 1956 года после столкновения с лайнером "Стокгольм" не стало гордости послевоенной Италии: лайнера "Андреа Дориа". Он утонул в 10:00 26 июля 1956 года. "Андреа Дориа" тонул очень медленно и напоминал умирающего лебедя". Официально за эту трагедию никто так и не понёс наказание, вину списали на туман и ошибочные показания локатора. Но так ли всё просто?
Капитан "Андреа Дориа" Пьеро Каламаи был плохо знаком с судном, всё время путешествия торопился и вёл лайнер даже в тумане со скоростью 22 узла (при максимальной скорости в 23 узла), дабы не платить грузчикам Нью-Йорка неустойку за ожидание, хотя компания "Италиан Лайн" не ставила ему эти сумасшедшие условия. Так же есть сведения, что топливо было неравномерно закачано в левые и правые баки, что так же не способствовало остойчивости корабля. Сразу после трагедии команда "Андреа Дориа" показала пример редкостного эгоизма, заняв шлюпки правого борта и не пустив на них пассажиров. (Costa Concordia, не так ли?) К счастью, подошедшие на SOS лайнер «Иль де Франс», фруктовоз «Кейп Энн» и другие корабли уменьшили количество жертв до 46 человек, которые погибли ещё при столкновении лайнеров.
Капитан "Стокгольма" Нордерсон тоже допустил ошибку: в таких сложных навигационных условиях доверил управление штурману Йохансону. В ситуациях, подобных сложившейся между "Адреа Дориа" и "Стокгольмом", морские Правила рекомендуют каждому судну резко изменить свой курс вправо и расходиться левыми бортами. Однако, Йохансон, не видя огней встречного судна и не имея верных показаний локатора, не вызвал на мостик капитана.
Команда "Андреа Дориа" была расформирована и отправлена на другие суда, и лишь капитан лайнера более никогда не выходил в море:
— Еще мальчишкой, да и потом, всю свою жизнь, я любил море — теперь я его ненавижу.
Впоследствии "Стокгольм" дошёл до порта сам. Благо, корабль был снабжён усиленным носом для плавания вблизи льдов. Пассажиры того рейса так и не узнали о том, что случилось с кораблём. Изуродованный нос корабля закрыли от посторонних взоров.
Вскоре лайнеру сделали новую носовую оконечность и продали в Германию. Впоследствии его перепродавали ещё несколько раз, а ныне он ходит под португальским флагом и именем "Athena".
Вот полный список имён лайнера:
1948 - 1960 STOKHOLM
1960 - 1985 VOLKERFREUNDSCHAFT
1985 - 1986 VOLKER
1986 - 1993 FRIDTJOF NANSEN
1993 - ITALIA I (перегонное)
1993 - 2000 ITALIA PRIMA
2000 - 2003 VALTUR PRIMA
2003 - 2005 CARIBE
с 2008 - ATHENA
Таким образом, "Стокгольм" можно назвать одним из старейших лайнеров планеры. Он в строю с 1948 года!
В 2000 году итальянцы один из своих военных кораблей нарекли опять-таки "Андреа Дориа". Остаётся надеяться, что этот корабль, носящий имя генуэзского адмирала, не встретит бывший "Стокгольм" на своём пути...
И напоследок небольшая ремарка: в российском военном флоте тоже есть корабль, перенявший название от лайнера, утонувшего при столкновении с другим кораблём. Среди крейсеров типа "Орлан", к коим принадлежит "Пётр Великий", есть крейсер, носящий имя адмирала Нахимова... Дай Бог ему вступить в строй и так же не повстречать "Петра Васёва", ныне итальянский сухогруз "Myroessa"...
P.S. На 2020 год: лайнер "Athena" жив, сухогруз "Mуroessa" предположительно списан после столкновения 20.08.2012 под именем jiajiaxin1.