Найти тему

Кино как новая религия

Бонни и Клайд (1967, режиссёр Артур Пенн)

Летний кинотеатр. Фильм восьмой

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В начале 60-х Старый Голливуд стремительно сдавал свои позиции, проигрывая битву за зрителя телевидению и зарождающемуся независимому кинематографу. Титаником, окончательно утащившим его на дно, стал масштабный и самый дорогой на тот момент пеплум «Клеопатра» Джозефа Манкевича с Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном в главных ролях, с треском провалившийся в прокате. Студийная система дала сбой прямо на глазах у формирующегося сообщества MovieBrats, в которое входили начинающие и молодые режиссёры. Их имена до сих пор вызывают трепет в сердце каждого киномана: Мартин Скорсезе, Брайан де Пальма, Питер Богданович, Боб Рафелсон, Теренс Малик, Монте Хеллман, Стэнли Кубрик, Фрэнсис Форд Коппола, Джордж Лукас, Стивен Спилберг.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Но прорыв для Нового Голливуда совершил в 1967 году Артур Пенн фильмом «Бонни и Клайд», рассказав простую историю влюблённых гангстеров, колесивших по Америке и грабившей банки, которые в свои очередь отнимали деньги у простых жителей. Поначалу этот проект многим студиям казался бесперспективным. Настолько бесперспективным, что взявшаяся за производство «Уорнер бразерс» предложила главному исполнителю и одновременно продюсеру этой ленты Уоррену Битти 40% доходов от фильма вместо гонорара. Битти же в свою очередь хотел, чтобы фильм был снят на черно-белую пленку, в роли Клайда снялся знаковый американский фолк-певец Боб Дилан, а в режиссёрское кресло сел бы сам Франсуа Трюффо, один из идеологов французской «новой волны». Эти предложения не вызвали у студии никакого энтузиазма и были отклонены.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Никто не верил, что лента о двух грабителях вызовет настолько бурный интерес, что за два месяца станет лидером проката, а половина Америки начнёт ходить в беретах и нашейных платках, сделав исполнительницу главной роли Фэй Данауэй иконой стиля на десятилетия вперёд. Журнал «Тайм» и вовсе выстрелил сенсационным заголовком «жестокость, секс и искусство», дав слоган практически всему Новому Голливуду. К этому стоит лишь добавить драйв, стиль и мечту о свободе. С этого момента начинается эпоха «голливудского Ренессанса» или «американской новой волны».

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Что же такого сверхъестественного показал в своём фильме Артур Пенн, что всё вдруг слетело с катушек? Ответ очень прост. Он обозначил в героях несколько важных характеристик своего времени: конфликт поколений, антибуржуазность, ненависть к обывательской провинции и сексуальную революцию. Пенн показал портрет нового молодого «бунтаря без причины» — спонтанного, непосредственного, заявившего своё право на свободу и несогласие с существующим порядком вещей.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Проще говоря, фильм Пенна был современным. Он уловил ощущение грядущей революционной силы, которая не замедлила себя ждать. Начиная с «Выпускника» Майка Николса и «Беспечного ездока» Дэнниса Хоппера эту силу было уже не остановить. В новых фильмах характер доминировал над сюжетом, критиковалось американское общество, выражалось недоверие властям, пересматривались жанровые конструкции, демонстрировалась открытая сексуальность, доминировали антигерои и исследовались тёмные стороны человеческой природы, бросался вызов традиционному сюжетному построению, фильмы изобиловали открытыми финалами и были созданы не столько для удовольствия зрителя, сколько для вдумчивого разговора. По сути, это была культурная революция, которая принесла моду не просто на походы в кино, но и на его обсуждение. И с этого момента кинематограф становился новой религией.

© Алексей Исаев, 8 июня 2020