Памяти ЧАЭС.... Прошло уже 32 года...
(статья написана для другой платформы 30.08.2016 00:13 , оттуда спасена сюда по причине угрозы пропажи)
Родился он в 1925 году. Вначале он был «Берлином», потом, в январе 1945 года подорвался на Балтийской мине и превратился в затонувшую железяку, потом его, мёртвого, Германия передала по репарации Советскому Союзу, и с 1957 года он вновь начал бороздить просторы морей.
Но что-то сразу пошло не так. Вначале его не смогли поднять с первого раза, затем долго восстанавливали как корабль для перевозки не то войск, не то заключённых, и лишь потом, после глубокой модернизации, ему дали второй дыхание, как круизному лайнеру. Однако сразу выяснилось, что дыхание это было проблематичным: на нижние палубы, которые по немецкому плану были грузовыми, не доходили система вентиляции и кондиционирования. Модернизация дала лишь частичный эффект, и пассажирам всё равно приходилось открывать иллюминаторы. Но советское руководство видело в нём чудо кораблестроения. Оно и неудивительно: всего через 10 лет после ВОВ у страны появился корабль, на котором можно было красиво отдохнуть, а остальное уже неважно... И действительно, люди полюбили корабль, билеты на него было не достать, доныне встречаются райски красивые фотографии Новороссийска советских времён с лайнерами, которые давно проданы или покинули наш мир. Пересматривая фотоальбом Новороссийска 1985 года, встречаю переливающиеся огнями гирлянд давно уже проданные лайнеры «Грузия» и «Армения», корабли поменьше, имени которых не разглядеть из-за светооформления их старших братьев, счастливых людей в мешковатых купальниках, детей-октябрят, и неожиданно аж три раза «Адмирал Нахимов»: с носа, крупным планом при посадке пассажиров и во всю красу тёмной южной ночью… Он как будто торопился остаться в памяти… Он как будто знал, что после окончания летней навигации в 1986 году его решат отправить его на слом…
А между тем кораблю шёл уже седьмой десяток, и на дворе стояли непростые 80-е. Однополярно положительный советский магнит, не желавший притягиваться ни к какому отрицательно заряженному элементу, потихоньку сам начал терять магнитные свойства. Удары 1983 года (катастрофа теплохода «Александр Суворов»), катастрофа ЧАЭС 26 апреля 1986 года не могли пройти даром. Впереди ещё было 7 апреля 1989 года, гибель «Комсомольца», самой глубоководной субмарины мира…
В тот последний летний вечер сложилось всё: несчастливое название (погибли носившие это имя броненосный крейсер российского императорского флота, лёгкий крейсер с первоначальным именем «Червона Украина», через 7 лет после постройки был признан устарелым и разделан на металл одноимённый советский крейсер проекта 68-бис), возраст корабля, снос некоторых переборок и гермодверей при его реконструкции, начавшаяся «оцифровка» общества (я имею ввиду капитана сухогруза «Пётр Васёв» Ткаченко, доверявшего электронике больше, чем собственным глазам), лихачество вышеупомянутого капитана (ходят слухи, что он любил разойтись с другими кораблями в считанных метрах: «Ну, мы этих пиндосов попугаем!»), бульб на носу Васёва, кризис страны и коммунистической системы в целом… Внесло свою лепту и опоздание генерала КГБ Крикунова.
По правилам судовождения «Адмирал Нахимов» должен был пропустить «Петра Васёва». Но диспетчеры попросили об обратном. На Васёве согласились, но скорость не снизили, т.к. капитан Ткаченко, глядя в САРП, не видел опасности столкновения. А когда из-за непрекращающихся панических сообщений старпома «Адмилала Нахимова» Чудновского оторвал глаза от прибора, понял, что САРП ошибался. Последнюю ошибку Ткаченко сделал, когда приказал «Стоп машина»: водяная каша вокруг винтов привела к временной потере управляемости, а инерция огромного груза зерна на борту сухогруза вогнала выступающий из его носа бульб в тело и без того далеко не самого могодого и здорового лайнера. Накренившись от «удара под дых» и захлебнувшись водой из иллюминаторов нижней палубы, которая беспрепятственно заливала лишённый гермодверей корабль, «Адмирал Нахимов» ушёл под воду всего за 8 минут…
Напоследок хочется сказать, что несчастливое адмиральское имя в 1992 году унаследовал атомный крейсер типа «Орлан» (систершип «Петра Великого»), который с самой постройки поставлен на модернизацию, и никак не хочет выходить в море… Хотя, и с Петром Васёвым ему столкнуться уже не суждено, т.к. сухогруз ещё в 90-е был продан за рубеж, и в 2013 или 2014 годах списан и разделан на лом…