Найти тему
Мыслего

Памяти ЧАЭС.... Прошло уже 32 года...

(статья написана для другой платформы 25.04.2018  19:07, оттуда спасена сюда по причине угрозы пропажи)

Это случилось в пол-второго ночи 26 апреля 1986 года… Злой рок во второй раз напомнил о себе Советскому Союзу… И опять, как и в случае с налётом теплохода Александр Суворов на мост через Волгу, количество версий и причин попросту зашкаливает…  И неудивительно, ведь человечество тогда ещё не знало, что мирный атом тоже может наброситься на них, и может это сделать даже больнее и ужаснее военного. Точнее, знало, но только эти знания само от себя старательно прятало…

4 июля 1961 года. На борту советской атомной подводной лодки К-19, направлявшейся к берегам США, разошёлся бракованный шов в реакторной зоне…. Находясь вблизи территориальных вод Норвегии, у острова Ян-Майен, подводная лодка едва не взорвалась со всем своим боезапасом от того, что температура реактора уже подступала к 1000 градусам, после превышения которых случился бы термоядерный взрыв такой силы, что «в Хиросиме было меньше»…. Благодаря героическим действиям экипажа, лодку удалось спасти, её дезактивировали, модернизировали, и она до 1990 года продолжала служить ВМФ СССР. А случай этот поместили под гриф «Совершенно секретно», и только в начале третьего тысячелетия появился фильм «K-19: The Widowmaker».

10 августа 1985 года. Дальний Восток, бухта Чажма. Атомная подводная лодка К-431 проходила плановую перезарядку реактора с колоссальными нарушениями: на плаву. Когда плавучий кран поднял крышку реактора с закреплёнными на ней компенсирующими графитовыми стержнями, на скорости, превышающей допустимую, по бухте промчался торпедный катер. Кран качнуло, крышка реактора вылетела, и случилось то, чего чудом избежала К-19. Мгновенно погибли 10 человек обслуживающего персонала, территория в радиусе 5,5 км оказалась под воздействием радиоактивных осадков, облучилась только что прошедшая перезарядку и стоявшая по соседству подводная лодка К-42 «Ростовский комсомолец». Вместо покорения морей и океанов отправились обе лодки в места долговременного хранения отработанного ядерного топлива… И опять всё это надёжно спрятали в сверхсекретной папке…

Итак, возврашаемся в 25 апреля 1986 года. Поступает приказ на остановку 4-ого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции. Дневная смена начинает снижение мощности реактора и отключает систему аварийного охлаждения. Но диспетчер Киевэнерго запрещает полностью глушить реактор. Его оставляют работать без защиты на 50% мощности. Испытания безопасности реактора решено перенести на ночь, когда Киеву будет требоваться меньше электроэнергии. В полночь вместо более опытной дневной смены на дежурство заступают их молодые коллеги, только недавно окончившие институты и получившие работу их мечты… Навсегда останется тайной, сообщила ли дневная смена о вопиющем нарушении в работе 4-го энергоблока, имеющем место вот уже 10 часов кряду. Но, так или иначе, как только на дежурство заступили молодые, ситуация, как корабль на волнах, начала выходить из-под контроля. После неожиданного падения мощности реактора во время приготовления к испытаниям управляющий мощностью реактора на пульте и управляющий водяными насосами с перепугу начинают действовать, как лебедь, рак и щука во всем нам известной басне. С 1:19 ночи они начинают балансировать на острие ножа. Температура реактора начинает стремительно расти, давление становится критическим. Инженеры понимают, что довели реактор до критических значений только тогда, когда за считанные секунды до самой страшной атомной катастрофы в мире срабатывают едва не все аварийные сирены… Управляющий на пульте судорожно жмёт красную кнопку аварийной остановки, но она уже бессильна… 8 тонн радиоактивного топлива фонтанирует в ночное небо…

Не берусь говорить, сколько пожарных, военных и вообще все тех, кто участвовал в ликвидации последствий, умерли или остались инвалидами. По разным данным, количество тех, кого забрал с собой реактор, разнится значительно. Скажу лишь то, что прошло уже 32 года, но льготы ликвидаторам и их родственникам до сих пор стоят на повестке дня России, Украины и Белоруссии, хлебнувших радиоактивного горя полным горлом. Говорят, тогда известное Пушкинское «Отсель грозить мы будем шведу» приобрело совсем не монархически-историческое производное значение… Ведь тогда не то что до Скандинавии, до США дошло радиоактивное облако.

Несмотря на официальное расследование, пришедшее к выводу о том, что причиной катастрофы в ту роковую ночь явилось стечение двух обстоятельств: просчётов в конструкции реактора (аварийное охлаждение запитывалось от самого же реактора, а не от запасных дизелей) и неопытности его эксплуататоров, вскоре появилось множество воистину диковинных версий.

Теракт, подстроенный США (корабль ВМФ США, стоявший в ту ночь на рейде Севастополя, снялся с него за 4 часа до взрыва); землетрясение (говорят, неподалёку были секретные сейсмические станции, не выполнявшие прямую обязанность, только возникает вопрос, а как тогда они отсекли землетрясение); внеземное влияние (сторонники этой теории говорят о диковинном свечении над ЧАЭС в ночь трагедии) – да мало ли что ещё с перепугу, пакуя самое необходимое в, как тогда обещали, временную эвакуацию, мог придумать или услышать по сарафанному радио народ.

В итоге из 6 планировавшихся энергоблоков двое умерли, так и не родившись, а три остальных постепенно выводили из эксплуатации, и 15 декабря 2000 года тогдашний президент Украины Леонид Кучма навсегда остановил последний третий энергоблок. В третье тысячелетие злосчастная АЭС вошла, как вечная память и вечная боль для всех стран Европы. Боль от того, что это место – страшная раковая опухоль на планете Земля, опухоль, которая через воздух, воду, почву может дать метастазы едва ли не в любую страну Европейской части континента… В ноябре 2016 года стараниями Европейских стран поверх старого укрытия был надвинут новый саркофаг. Будем надеяться на то, что он сгладит негативное воздействие урана, всё ещё покоящегося на дне 4-го энергоблока. Но он никогда не изгладит горе семей ликвидаторов, горе так и не расцветшего в полную силу молодого и амбициозного города Припять, горе всего бывшего СССР в целом…