Найти тему
Театр Раз В Неделю

Иерархия балетной труппы: портят ли балерины друг другу жизнь?

Балет. Иерархия в балетной труппе.

В прошлый раз рассказывали о том, как читать балетную программку. Из нее можно узнать важную для любителей балета информацию – иерархию в танцевальной труппе. Почему это важно и интересно? Программка – это хроника балета, которая отражает не только тех, кто участвует в постановке, но и кто сейчас король и королева балета. На титульном листе иерархия выстроена сверху вниз: примы, солисты, кордебалет. Эта иерархия, как лестница к славе, каждый пытается подняться на уровень выше.

Ставьте лайк и читайте дальше!

Балет "Спящая красавица" Большой театр
Балет "Спящая красавица" Большой театр

Примы и премьеры. Они самые заслуженные артисты в труппе, их статус равен званию звезды. Прима или премьер обладают великолепной техникой, они прекрасные артисты и умело вживаются в роль. Для труппы они являются ориентиром и эталоном танца.

Солисты. Они занимают место между кордебалетом и премьерами/примами. Им доверяют небольшие сольные партии и роли второго плана. С этой ступени можно подняться до звания балерины. Но иногда этого не делают осознанно, так как характер и талант танцовщика раскрывается именно на этом уровне.

Кордебалет (от фр. Core de ballet). В кордебалете танцуют женщины и мужчины. Обычно изображают горожан, крестьян или гостей.

В бессюжетном балете артисты кордебалета становятся метафорой или просто людьми, оказавшимся в то же время и в том же месте, что и главные герои.

Также кордебалет – это группа балерин, танцующих синхронно. Они могут изображать цветы, призраков, тени, нимф, лебедей, эльфов или просто группу духов.

Кордебалет поддерживает рассказ балета. Его линии и расстановки создают архитектурное пространство и декоративное обрамление для дуэтов и соло. Словно декорации, которые двигаются и меняются.

В бессюжетных балетах расстановки кордебалета часто имеют смысл. Тут уже надо спрашивать себя, что вам напоминает расстановка кордебалета, какие ассоциации вызывают.

Есть и другая, более сложная классификация ранга танцовщиков. Начинается с 1) élèves – ученицы; 2) premiers quadrilles, seconde quadrilles – первая кадриль, вторая кадриль; 3) coryphées – солистки кордебалета; 4) grands sujets, petits sujets – солистки; 5) premiers danseuses – балерины; 6) premiers danseuses étoiles – примы-балерины. Именно поэтому нельзя танцовщицу кордебалета или солисток называть балеринами. Это звание, которое надо заслужить.

Кто же руководит балетной труппой?

Художественный руководитель / балетмейстер – этот человек принимает все решения относительно репертуара (постановки сезона) и сценического состава – кто какие партии танцует. Руководитель труппы должен хорошо разбираться в балете и танце, знать сильные и слабые стороны труппы и ее философию. Он определяет, какие постановки ставить – классические или пригласить современных хореографов. Он ответственен за танцоров – взращивает таланты и распределяет роли, или приглашает сторонних танцовщиков в труппу.

Балет, некогда королевский вид искусства, строится на такой же иерархии, как и королевство. Балет это и есть королевство, где кордебалет – это народ, солисты – дворянство, балерины - аристократия, а примы и премьеры – королевская чета. Иерархия на титульном листе – это лестница к славе, поэтому так интересно наблюдать, кому удается выбраться на верх и как долго будет править король с королевой.

Для вашего удобства мы сделали подборку все о балете: какие виды балета бывают, кто сейчас популярный хореограф, отзывы на балеты Большого театра и МАМТа, и многое друге.