Найти тему

Почему облачный сервер экономнее? Поможем выбрать и протестировать провайдера

Оглавление

Если взять характеристики типового сервера и провести лобовое сравнение, что выйдет дешевле: купить физический сервер с заданными характеристиками или оплачивать облачный, то, как ни странно, физический с учётом амортизации за 5 лет выйдет дешевле. Почему же тогда принято считать, что облачный сервер позволяет сэкономить?

Прежде всего, разберёмся, почему при простом сравнении облачный сервер получается дороже. Дело в том, что облачные сервера расположены в хорошо оборудованных дата-центрах, где большинство оборудования продублировано для повышения надёжности. Поэтому в стоимость аренды облачного сервера входит аренда места в дата-центре, где, кроме надёжного и тоже задублированного серверного “железа” и систем хранения данных, используется другое оборудование, к которому добавляются затраты на электроэнергию и оплату инженеров. Насколько сложен современный дата-центр мы рассказали в предыдущей статье с реальными фотографиями из московского ЦОДа.

Если же корректно рассчитать технико-экономическое обоснование, оценив все затраты для вариантов “делать самим” и “арендовать в облаке”, то совокупная стоимость владения (Total Ownership Cost) за пять лет для “облачного” варианта окажется в разы меньше.

По ссылке вы найдёте пример такого расчёта для серверной инфраструктуры, требующейся для работы сети оффлайновых магазинов и интернет-сайта торговой фирмы.

Выводы из этого конкретного расчёта: при аренде облачного решения клиент заплатит в 2,78 раза меньше, чем при покупке оборудования. Дополнительным плюсом будет значительное сокращение сроков запуска проекта.

Разумеется, в вашем случае цифра может получиться другая. Важно для варианта “купить и обслуживать сервера самостоятельно” не забыть учесть:

  • затраты на проектирование;
  • собственно затраты на серверы;
  • затраты на систему хранения данных;
  • затраты на сетевое оборудование и соединительные кабели;
  • затраты на запасное (или резервное) оборудование, чтобы в случае выхода из строя какого-либо компонента не возник длительный простой;
  • затраты на обучение специалистов;
  • затраты на инсталляционные работы по установке, коммутации и настройке оборудования;
  • затраты на лицензии, установку и настройку ПО;
  • затраты на обучение специалистов работе с ПО;
  • и эксплуатационные затраты на площадку размещения, обновление лицензий, на экстренные и плановые ремонты и на зарплату специалистов.

К тому же при покупке серверного оборудования существенные затраты потребуются сразу, и если нет доступной наличности, то в затратах также нужно учесть привлечение кредитных средств.

Если учесть все затраты, то аренда облачного решения обойдётся в 2-3 раза дешевле, чем покупка и эксплуатация собственного оборудования.

За рубежом выбор аренды облачных серверов, а не покупки оборудования, поддерживается финансистами и руководством компаний. Аренда позволяет превратить капитальные затраты в операционные (CapEx в OpEx) и улучшить финансовую отчётность и инвестиционную привлекательность бизнеса.

И в заключение, поговорим о том, что важно не упустить из виду, выбирая облачный сервер в аренду.

На что обратить внимание при аренде облачного сервера

-2

Выбирая облачного провайдера, мы отталкиваемся от бизнес-задачи. Если в организации уже реализовано частное облако, удобнее идти к провайдеру, который работает на той же платформе — использует тот же гипервизор и технологии виртуализации.

Далее нужно смотреть на набор функций, которые предоставляет провайдер. Бывали случаи, когда в рекламе говорится, что вам предоставят “облачные сервера”, а на деле услуга оказывалась обычным VPS, где всё определялось выбранным тарифом. Когда же вам захочется что-то добавить, то ресурсы VPS могут не позволить этого сделать. А при переходе на другой тариф придётся делать перенос данных. Это распространённая ловушка для неопытных заказчиков, которые выбирают по цене.

Настоящие облачные провайдеры дают возможность выбрать ресурсы под сервер и в дальнейшем менять их с минимальным временем простоя (downtime) или вовсе без него.

Обратите внимание на физическую локацию сервера — страну и город. Целесообразно выбирать расположение серверов там, где находится большинство ваших клиентов и сотрудников. 

Уточните, есть ли возможность оплаты за фактически использованные ресурсы. Или возможность на время “заморозить” часть виртуальных машин, не удаляя их и не оплачивая их полную стоимость.

Позволяет ли провайдер запускать на сервере нужную операционную систему? Не все поддерживают запуск Windows, некоторые предоставляют только Linux. Также уточните возможность аренды лицензий на ПО — например, такое, как SQL Server или пользовательские лицензии для терминального сервера.

Важно и то, насколько детально провайдер позволяет выбирать спецификации оборудования для облачных серверов. Можно ли выбрать тип хранения  — SSD/NVMe или HDD — и скорость дисков? Тип и скорость процессоров?

В “Максиплэйс” можно выбрать тип дисков, а скоро будет доступен выбор и мощности процессора (до 3ГГц или до 5 ГГц). Большинство провайдеров такой возможности не предоставляет.

Обратите внимание, есть ли у провайдера готовые решения под различные задачи. Например, у “Максиплэйс” уже есть готовые модули на базе облачной инфраструктуры для сайтов и порталов на “1С-Битрикс” — процессоры с высокой частотой, шаблоны для “1С-Битрикс” и многое другое. Сотрудники поддержки разбираются в Битрикс, могут помочь с настройкой и дать ценный совет.

Если у вас есть задача ускорить работу сайта на “1С-Битрикс”, в нашей статье “Как ускорить сайт на 1С-Битрикс: 14 шагов, чтобы увеличить производительность и скорость” вы найдёте неочевидные способы это сделать.

Одно дело — выбрать провайдера по заявленным им условиям и характеристикам сервера. И совсем другое — протестировать облачный сервер, чтобы убедиться, что фактические параметры соответствуют обещанным.

Как протестировать облачного провайдера

-3

Итак, вы полны решимости начать использование облачных серверов. Но мы знаем, что утверждения, которые видим в рекламе или слышим от менеджеров по продажам, могут значительно расходиться с реальностью.

Давайте посмотрим, какие 7 факторов нужно учесть на этапе тестирования облачного провайдера и заключения договора с ним.

1. Опыт оказания облачных услуг.

Важно, чтобы услуги предоставления облачной инфраструктуры являлись для провайдера профильным, а не побочным направлением. Узнайте, с какого года они предоставляют облачный хостинг, сколько проектов по миграции в облако и какой сложности реализовали их специалисты.

2. Готовность предоставить мощности для тестирования

Чтобы провести полноценное тестирование облачного сервиса, редко бывает достаточно стандартного срока, который провайдер предоставляет по умолчанию - 1-2 недели. Также для тестирования могут потребоваться значительные вычислительные ресурсы.

В идеале, если компания планирует развернуть в облаке приложения для конечных пользователей, то их и стоит привлечь к тестированию работы приложения в облаке с последующим сбором обратной связи. На подготовку и  проведение такого тестирования вполне может потребоваться месяц и более. Поэтому о сроках и ресурсах на тестовый период с провайдером нужно договариваться индивидуально.

3. Согласие прописать в договоре детальные SLA и финансовую ответственность за их нарушение.

По умолчанию, провайдеры готовы указать SLA по уровню доступности сервиса, исходя из максимально допустимого времени простоя в год. Так, для дата-центра уровня Tier 3 допустимое время простоя в год составляет не более 22 часов, а коэффициент отказоустойчивости — 99,75%.

Важно понять, устроит ли вас, если даже раз в год ваша система будет недоступна около 20 часов? Если нет – важно договориться о поквартальных или ежемесячных SLA. Чтобы зафиксировать максимально возможный простой за месяц или квартал.

Также в SLA полезно зафиксировать требования к дисковой подсистеме — установить требования по количеству операций ввода-вывода в секунду (IOPS). Именно от скорости по IOPS, а не от производителя и типа оборудования, будет зависеть в итоге быстродействие серверной инфраструктуры для конечных пользователей.

4. Проверка отказоустойчивости оборудования

Не стоит верить провайдеру на слово — посетите его дата-центр, ознакомьтесь с оборудованием, регламентами работы и системой резервирования. (Что должно быть в современном дата-центре мы рассказали в отдельной статье.)

Во время визита оцените надёжность оборудования: относится ли оно к классу econom, mid-range или hi-end — от этого зависит вероятность отказов и сбоев. Оцените, как реализованы контуры резервирования электропитания. Сколько времени сможет работать дата-центр при отключении электроэнергии на городских подстанциях.

5. Наличие квалифицированной службы поддержки

Выясните заранее, насколько служба поддержки будет готова оказывать помощь в настройке серверов и решении проблем. Если в крупных компаниях (глобальных облаках) сотрудники поддержки вряд ли будут помогать настраивать сайт конкретному заказчику, то специалисты небольших или нишевых облачных провайдеров, которые дорожат каждым клиентом, вполне могут помочь настроить оптимальную работу сервера на виртуальной машине, вникнув в детали.

И разумеется, в договоре должно быть зафиксировано время реакции службы поддержки – как на плановый вопрос или запрос, так и на экстренный инцидент.

6. Площадка для аварийного восстановления

Чтобы минимизировать риск непрерывности бизнеса, важно предусмотреть площадку для аварийного восстановления работы облачных серверов. Для этого нужно организовать репликацию данных и делать резервные копии на территориально удалённую площадку. 

Тогда, в случае критической аварии на основной площадке дата-центра, вы сможете восстановить работу системы на удалённой. Поэтому важно наличие у провайдера территориально удалённых площадок и готовых решений для репликации и восстановления.

7. Минимизация риска утечки информации

Хотя подавляющая часть информационных утечек, по данным InfoWatch, происходит по вине инсайдеров - сотрудников компании, имеющих доступ к данным, — от утечек по вине облачного провайдера также нужно защититься.

Для этого можно использовать шифрование данных с ключами только на вашей стороне. Также можно заключить соглашение NDA, предусматривающее санкции за разглашение конфиденциальной информации.

Важно убедиться, что у провайдера есть другие крупные клиенты, которые доверяют ему свои данные. Если другие компании приняли решение доверить важную информацию провайдеру, для вас это будет дополнительным аргументом, что ему можете доверять и вы.

Это не исчерпывающий список. Каждая организация перед выбором и тестированием облачного сервиса должна самостоятельно составить список требований и решить, как их проверить. А приведённый выше список станет для этого хорошей отправной точкой.

Итак, мы рассмотрели основные особенности и преимущества использования облачных серверов и инфраструктуры. Разумеется, есть специфика “переезда в облако” для разных отраслей и задач. 

Поэтому если у вас появились вопросы или неясно, с чего начать – напишите или позвоните нам. “Максиплэйс” – как раз из тех облачных провайдеров, для кого важен каждый клиент. Поэтому мы с удовольствием поможем разобраться, как лучше использовать облачные ресурсы именно для вашего бизнеса.

Всю статью читайте на нешем сайте: https://maxiplace.ru/blog/oblachnye-tekhnologii/chto-takoe-oblachnyy-server/