Ценность биографий и автобиаграфий, облаченных в художественный слог, прочитанных к тому же в нужный момент, еще помноженных на собственное воображение, распахивает внутренние границы восприятия жизни как целого. Получается уникальный художественный фильм, без перерывов на рекламу, широкоформатный, показанный в кинозале для одного человека, с возможностью остановиться в любом месте, перекрутить назад, рассмотреть мельчайшие подробности, почувствовать запахи и вкусы, практически телесно ощутить фактуры. В общем, полноценно прожить эту жизнь. Строки книги как грубая заготовка, фон. Фильм всегда возникает между строк. Герой посредством таланта автора книги свободно впускает в свой внутренний мир. Ты как невидимый дух попадаешь в тот мир, чтобы не остаться равнодушным, тем самым ты оживляешь картину. Ты оказываешься там, в святая святых, где никто до тебя и никто после тебя не бывал. Тет-а-тет. Герой повествования вступает с тобой и только с тобой в диалог и поднимает тебя до недосягаемого прежде бытийного уровня. Что есть жизнь? Это Муки и Радости. Нет, это не суррогатная форма плотских мук и радостей, этой мишуры, иллюзии земной жизни. Муки проникновения в суть вещей и Радость проявления этой сути в материи. Высвобождение от оков.
Ирвинг Стоун «Муки и радости». Биографический роман о жизни Микеланджело. Совершенно не хочется никакого пафоса. Но есть ощущение духовного голода, утолить который сейчас возможно только через отключение от навязываемой «действительности» и обращение к творчеству гениев. И в такие моменты остро ощущается, что только простой бумажный текст позволяет создать вот это нерушимое во веки веков внутреннее интимное пространство. И тем не менее, временами мир внешний и мир внутренний соприкасаются. И это то, вообще ради чего стоит погружаться в такое чтение. Это соприкосновение может проявляться, например, в идентичности ощущений. (Тело - лучший инструмент для познания.) Читая сцену выяснения отношений между папой Юлием и Микеланджело, я невольно отметила, что испытываю абсолютно ту же внутреннюю боль, когда выясняю отношения с собственным ребенком. Громы и молнии, но ведь, несмотря на то, что я мать, за этим всем стоит глубочайшая Отеческая Любовь. Это тот вид любви, который побуждает к развитию, к движению, и на этом уровне нет и не может быть понятия пола! Это то, что невербально выражено фреской сотворение Адама!
И еще вот это тондо пробудило внутри нечто божественное, чистое умиление. Смотреть бы и смотреть!